Бегущие от Америки
На прошлой неделе российский президент Владимир Путин принял египетского министра обороны Абд аль-Фаттаха ас-Сиси и министра иностранных дел Набиля Фахми. В мире эту встречу сочли подтверждением намерения ас-Сиси баллотироваться на президентский пост.
Россия – первая страна, в которой побывал ас-Сиси после свержения исламистского президента Мурси. Официально этот визит стал ответом на посещение Египта министром обороны России Сергея Шойгу и главой МИД Сергея Лаврова в ноябре прошлого года, когда было положено начало новому этапу отношений между Москвой и Каиром.
В основе сближения Египта с Россией – приобретение египетской армией российского оружия на сумму более двух миллиардов долларов. Эта сделка призвана компенсировать сокращение военной помощи Египту со стороны США. Кроме того, стороны договорились о взаимодействии в сфере борьбы с террором, пиратством, организованной преступностью, наркотрафиком и нелегальной миграцией.
Также ходят слухи, что Москва изучает возможность размещения своей военно-морской базы в одном из портов Египта. Неизвестно, насколько достоверна эта информация, однако Россия, несомненно, проявляет интерес к Суэцкому каналу, имеющему мировое транспортное значение.
Египет впервые стал ближайшим союзником СССР в 50-х годах прошлого века. Этот альянс был порождением «холодной войны» и противостояния арабского мира и Израиля. Но через двадцать лет Каир вернулся «под крыло» США, и стал наиболее последовательным проводником политики Вашингтона среди арабских стран. Сегодня, спустя сорок лет, Россия вновь занимает место Штатов. СМИ в этой связи говорят о сокрушительном провале ближневосточной политики Барака Обамы, который
отказался от поддержки Мубарака, служившего американцам верой и правдой, и приветствовал новую власть в лице «Братьев-мусульман».
Вряд ли Обама действительно испытывает симпатию к радикальным исламистам. Скорее, он поверил, что «Братья» представляют новый Египет, и с ними, хочешь – не хочешь, надо сотрудничать. Переворот застал США врасплох, и они приостановили значительную часть своей военной помощи. Ас-Сиси и его соратники почувствовали себя преданными и начали искать новых спонсоров. Впрочем, официальные лица в Каире уверяют, что Египет «открыт для отношений со всеми странами».
Показательно, что большую часть поставок российского оружия Египту оплачивают страны Персидского залива, в первую очередь Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Это еще один выпад в адрес США, политика которых возмущает нефтяные монархии. Они считают себя обманутыми внезапным сближением Запада и Ирана, следствием которого становится не только военная угроза со стороны ИРИ, но и передел нефтяного рынка. Освобожденный от санкций Иран вместе с Ираком собирается увеличить добычу нефти и потребовать пересмотра квот ОПЕК, что существенно ударит по финансовым интересам Эр-Рияда.
На первый взгляд кажется странным, что монархии помогают правительству Египта, преследующему исламистов. Но все становится на свои места, если вспомнить, что Эр-Рияд поддерживает главных конкурентов «Братьев-мусульман» - салафитов. Сегодня, когда “Братья” в опале, салафиты с помощью нефтяных денег усиливают свое влияние на египетское общество.
У саудитов есть и другие причины поддерживать оружейный контракт - он становится фактором влияния на Москву, чья позиция по Сирии является серьезным препятствием к свержению их врага Башара Асада. Арабские СМИ сообщают, что в конце лета в России с тайным визитом побывал глава саудовской разведки. Его задачей было убедить Кремль отказаться от поддержки Асада и договориться о совместных мерах по предотвращению радикализации Ближнего Востока, среди которых было и финансирование египетской армии.
Неизвестно, удалось ли саудовскому принцу добиться своей главной цели, поскольку в своем официальном заявлении министры Египта и России подчеркнули единую позицию неприятия внешнего вмешательства в дела Сирии и приверженности политического решения кризиса. Для Израиля более важно, что в том же заявлении российские и египетские руководители высказались за уход Израиля с «оккупированных территорий» в пределах границ 1967 г., включая Восточный Иерусалим, и осудили незаконную поселенческую активность. Также было отмечено, что мирный процесс не может быть отодвинут никакими другими событиями, происходящими в регионе. То, что Россия и Египет разделяют такую позицию, ни для кого не новость, но их союз может привести к более жесткому давлению на Израиль в отношении поселений и границ. Еще один тревожный момент: российско-египетское заявление о превращении Ближнего Востока в зону, свободную от оружия массового уничтожения. Обсуждение этой темы обычно сводится к критике Израиля.
Израиль и сам переживает период напряженности в отношениях с США и ищет себе новых союзников, в том числе и на территории бывшего СССР. Таким образом, особой опасности в сближении Москвы и Каира нет, тем более что правление военных в Египте считается предпочтительным для Иерусалима. Однако участие в этом альянсе нефтяных монархий, поддерживающих салафитов, придает ситуации иную окраску. Не исключено, что в перспективе Египет ожидает поворот в сторону исламизма, на этот раз более радикального, чем у “Братьев-мусульман”.
Не стоит также забывать, что охлаждение между Иерусалимом и Вашингтоном связано прежде всего с Бараком Обамой, а потому носит временный характер. В то же время ослабление США на Ближнем Востоке и приход туда новых жестких игроков вроде России грозит осложнить положение Израиля на много лет вперед. Не говоря уж о том, что именно США, с их военной помощью Египту, являются гарантом соблюдения Кэмп-Дэвидского договора. Впрочем, многие эксперты считают, что роль Штатов в регионе по-прежнему высока, и демарши их союзников носят скорее символический характер.