Барак возвращается
Эхуд Барак решил вернуться в большую политику и возглавить правительство. Он абсолютно убежден – и не устает убеждать других, -что как никто другой достоин быть лидером Израиля.
Свою агитационную кампанию Барак ведет еще с предыдущих выборов, выступая в СМИ, излагая свои идеи в социальных сетях и все активнее критикуя правительство. Недавно он присоединился к группе “Офицеры за безопасность Израиля”, но обозреватели сходятся во мнении, что ему понадобится своя партия.
Бараку прочат большинство голосов светских избирателей - всех, разочарованных одновременно и в политике Нетаниягу, и в нерешительной оппозиции. Последние опросы показывают ослабление правого блока, но у лево-центристского лагеря нет единого, признаваемого всеми лидера. И тут появление кандидата с опытом и амбициями Барака было бы очень кстати, если бы… Если бы не некоторые сомнительные моменты его политической карьеры.
Эхуд Барак запомнился, в первую очередь, блестящей военной карьерой. Он участвовал в войнах 1967 и 1973 года, руководил дерзкими армейскими операциями, в качестве начальника Генштаба принимал участие в реализации иордано-израильского мирного договора и первых этапов соглашения Осло. Сразу после выхода в отставку в 1995 году он получил министерский пост в правительстве Рабина-Переса, а в 1996-м выиграл праймериз в «Аводе». Выборы 1999 года стали триумфом Барака - он убедительно обошел Нетаниягу и возглавил правительство. За него голосовали даже люди умеренно-правых взглядов, веря, что боевой генерал знает цену безопасности и не пойдет на территориальные уступки.
Но именно уступками ознаменовалось недолгое правление Барака. При нем ЦАХАЛ ушел из Южного Ливана (шаг, получивший неоднозначную оценку в Израиле). Началась новая фаза переговоров с палестинцами, в которой им были предложены самые щедрые условия за все время мирного процесса – вплоть до раздела Иерусалима. Казалось, Барак был готов на все ради подписания мира, и только упрямство Арафата спасло Израиль от опасного соглашения. Переговоры были сорваны, началась интифада. Эхуд Барак назначил новые выборы и проиграл их Ариэлю Шарону, набрав почти в два раза меньше голосов - народ Израиля не скрывал своего разочарования премьером-генералом.
В 2007 году Барак вернулся в политику и снова выиграл праймериз в «Аводе». В кабинете Ольмерта он занял пост министра обороны и руководил операцией «Литой свинец». После неудачных для «Аводы» выборов 2009 года он пообещал остаться в оппозиции, однако вскоре принял предложение Нетаниягу стать министром обороны, а в 2011-м вместе с четырьмя другими однопартийцами вышел из «Аводы» и создал фракцию «Ацмаут». В 2012-м Барак снова ушел из политики, но, как оказалось, не окончательно.
Многие израильтяне помнят его бесславное руководство, и не случайно 44% участников опроса высказались против возвращения Барака в политику. В «Аводе» тоже не забыли учиненного им раскола - лишь 18% хотели бы видеть его во главе партии. Единственное весомое преимущество Барака – его опыт политической и руководящей работы, какого нет почти ни у кого из соперников премьера.
В самом Ликуде уже не первый год идет подковерная борьба за место, которое когда-нибудь освободит Нетаниягу. Сегодня в первых рядах претендентов – Гидеон Саар, Исраэль Кац, Гилад Эрдан. У каждого из них есть своя группа поддержки, свои козыри и слабые места, но ни одного нельзя назвать лидером. Биби сам позаботился о том, чтобы рядом с ним не осталось ни одной более или менее яркой фигуры. Внутри партии у него нет достойных соперников, но нет и настоящих сторонников, не говоря уж о преемнике. С его уходом в Ликуде начнутся большие перемены. Этот момент может наступить неожиданно, если одно из бесчисленных расследования против Нетаниягу приведет к предъявлению обвинения и вынудит его уйти в отставку
Казалось бы, уход Нетаниягу выгоден всем его соперникам, но на деле все не так просто. Отставка премьера еще не означает досрочных выборов: нынешний состав Кнессета может сформировать новое правительство. В этом случае председатель секретариата Ликуда Исраэль Кац, согласно уставу партии, станет ее временным председателем и, с большой вероятностью, главой переходного правительства до следующих выборов.
Таким образом, ни Барак, ни Габай, ни Лапид в ближайшей перспективе ничего не выигрывают. И все же скорое падение Нетаниягу станет для них большим подарком. Ведь если правительство сейчас заключит соглашение с палестинцами, тем более на не самых невыгодных для Израиля условиях, это нанесет сокрушительный удар по всему левому лагерю, который считает мирный процесс своей прерогативой. Потому неудивительно, что допросы премьера и нападки прессы, активизировались сейчас, на фоне очередного витка урегулирования.