Арабо-еврейские танцы
Вопрос об участии арабских партий в правительстве стоит на повестке впервые в истории государства. Прежде на такой шаг не решалась ни одна коалиция, а сегодня список РААМ заманивают под свое крыло и правые, и левые.
Нетаниягу, который все предыдущие выборы пугал свой электорат толпами арабских избирателей и называл «Объединенный арабский список» сторонниками террора, публично извинился за свои слова и объявил о начале новой эры – эры братства, процветания и безопасности. Выступая в населенных пунктах Вади-Ара, он пообещал, что арабы и евреи скоро будут «танцевать вместе в государстве Израиль», как они танцевали в Дубае после заключения мирного соглашения с ОАЭ.
Роль арабского населения в политике Израиля действительно изменилась – это стало очевидно еще в прошлом году, когда Объединенный список получил 15 мест в Кнессете. В этот раз арабские политики пошли на выборы двумя разными списками, что сократило общее количество мандатов, но одновременно показало рост политической активности.
Означает ли это, что израильские арабы постепенно становятся равноправными участниками нашей политики? И если да, то насколько это хорошо или плохо для еврейского государства?
С одной стороны, ничто не может быть хуже, чем ситуация, в которой граждане страны организуют теракты и ассоциируют себя с палестинцами. Сегодня эта тенденция постепенно меняется. Израильские арабы, особенно молодежь, проявляют все больше интереса к интеграции в израильское общество, к хорошему образованию и профессиональной карьере. В вузах растет число арабских студентов, а в Восточном Иерусалиме – количество обращений за израильским гражданством. Палестинский вопрос уже волнует арабское население меньше, чем рост преступности и социальные проблемы, которые они рассчитывают решить с помощью государства.
«Соглашения Авраама» еще больше способствовали этому процессу. Проголосовав против него в Кнессете, Объединенный список потерял немало голосов своих избирателей, ведь арабы Израиля в первую очередь заинтересованы в развитии бизнеса и сотрудничестве со странами региона. С другой стороны, их активное участие в жизни Израиля поможет нашему дальнейшему признанию в арабском мире.
Одним словом, плюсов здесь очень много, да и вообще мир лучше войны, а лояльные граждане предпочтительнее, чем пятая колонна. Однако не все так просто и радужно в арабо-еврейском танце. Наши «двоюродные братья» приходят в израильскую политику не с пустыми руками – они несут с собой требования, от которых так просто не откажутся.
Мансур Аббас уже выдвинул условие - заморозить закон о национальном характере государства. Арабский мэр Али Салам, приветствуя Нетаниягу в своем городе, напомнил о необходимости «настоящего мира с палестинцами», то есть мира с территориальными уступками и уходом к границам 1967 года. На пути равенства неизбежно встанет вопрос о призыве в армию для арабской молодежи, и решения для него на сегодняшний день нет.
Арабское население составляет около 20% всех жителей Израиля, но голосует из них чуть больше половины. Когда израильские арабы убедятся, что их избранники в парламенте и правительстве реально на что-то влияют и могут решать их насущные проблемы, явка на выборах вырастет в разы и скорее всего превысит активность еврейских избирателей. Растущее арабское представительство в Кнессете воплотит в жизнь идею одного государства для двух народов – но это будет уже не еврейское государство.
Все эксперты сходятся в том, что интеграция арабов в израильское общество и в политику, будет происходить все активнее. Остановить этот процесс нереально, его можно лишь отчасти направить в более безопасное русло. Например, увеличивать арабское представительство в других партиях, чтобы избежать создания монолитного и многочисленного арабского блока. Повышать уровень жизни в арабском секторе и, соответственно, лояльность арабского населения.
Все это совсем не просто и неоднозначно. Предубеждения против «сионистов» в арабской среде по-прежнему очень сильны. На них будут опираться политические лидеры арабской улицы и в первую очередь нынешние депутаты Кнессета. Как и все секторальные движения, они готовы бороться за поддержку свою электората, внушая ему, что больше никто не решит их проблем. Старшее поколение будут пугать ассимиляцией арабской молодежи, которой постараются противостоять консервативные круги. Это противодействие может вылиться в усиление исламского радикализма и даже в открытые провокации. Не стоит забывать и о палестинских экстремистах, которым вряд ли понравится, что от них отвернулись их братья в Израиле. Любое обострение с ХАМАСом или ФАТХом приведет к тому, что «эра процветания и братства» будет отложена на неопределенное время.
Тем не менее, перемены неизбежны. И относиться к ним надо очень взвешенно и осторожно, без страха, но и без лишнего восторга, не забывая, что в парном танце ведет кто-то один, и в нашем случае это должно быть еврейское государство.
Автор//: Ира Коган