Трамп, Путин и Си готовятся поделить мир на сферы влияния
Мировая политика вступает в новую эпоху, где США, Россия и Китай стремятся переформатировать глобальный порядок. Трамп пытается договориться с Путиным по Украине, Си Цзиньпин усиливает позиции Китая в Азии, а Европа рискует остаться без решающего слова, пишет газета Newsweek.
Попытка президента США достичь соглашения с Кремлем по поводу Украины вызывает исторические параллели.
"Процесс прекращения конфликта имеет отголоски Ялтинской конференции 1945 года между лидерами США, Великобритании и СССР, которая предшествовала разделу Европы в условиях холодной войны", — отмечает Newsweek.
Весела Чернева, заместитель директора Европейского совета по международным отношениям (ECFR), подчеркивает: "В Ялте великие державы решали вопрос о будущем Восточной Европы. Именно так это выглядит сейчас в отношении Украины. Решение о будущем Украины без Украины — это также решение о будущем Европы без Европы".
Чернева считает, что администрация Трампа демонстрирует готовность отказаться от активной роли в Восточной Европе, а это открывает дверь для усиления влияния Москвы: "Россия работает над тем, чтобы сдвинуть общества к другому, новому консенсусу, который сейчас, в эпоху Трампа, кажется очень удобным".
Политическое влияние Кремля ощущается во внутренней политике Чехии, Болгарии, Румынии и Словакии. В Молдове прозападные политики обвиняют Россию во вмешательстве в выборы. В Румынии результаты голосования были отменены после успеха кандидата Кэлина Джорджеску — на фоне заявлений о вмешательстве Москвы.
Протесты охватили также Словакию, Сербию, Венгрию и Грузию, где лидеров обвиняют в прокремлевских симпатиях и попытках ограничить свободу НПО.
Тем временем Пекин укрепляет позиции в Центральной Азии. Первой зарубежной поездкой Си Цзиньпина после пандемии стал визит в Казахстан — сигнал о важности региона для Китая.
Стефан Вольф, профессор международной безопасности из Бирмингемского университета, объясняет: "Казахи могут быть немного более скептичными в отношении России и Украины, потому что они знают, что китайцы ясно дали понять: не позволят России вмешиваться в дела северного Казахстана, где проживает значительное русское население".
В Центральной Азии, по оценке экспертов, начинается конкуренция между Пекином и Москвой за влияние, где Китай постепенно получает преимущество.
Президент Трамп демонстрирует растущую заинтересованность в контроле над Западным полушарием. Он уже заявлял о намерении получить Гренландию, переименовал Мексиканский залив и выразил недовольство Канадой, назвав ее потенциальным "51-м штатом".
"Это, вероятно, побудит Трампа еще больше сосредоточиться на Западном полушарии и избавиться от бессмысленных, по его мнению, обязательств в других странах", — считает Вольф.
Однако торговая война с Китаем вносит неопределенность в баланс. Новые тарифы на китайские товары могут подтолкнуть Пекин к сближению с Европой в ущерб союзу с Россией. Это может потенциально ослабить Путина.
Вопрос Тайваня остается потенциальной точкой конфликта. Китай проводит учения у острова, а США пока избегают четкой позиции.
"Могут быть такие негласные договоренности, когда китайцы давят, а США не отвечают. Тогда становится ясно, что существует негласное признание того, что Южно-Китайское море принадлежит Китаю", - пишет издание.
На этом фоне контуры нового мира вырисовываются все четче: "несколько сверхдержав, договаривающихся друг с другом — зачастую за счет слабых стран и регионов, которые остаются без права голоса".