"Сенсация века": Бен Каспит и скандал с судьей Герстель
В израильской прессе продолжается бурное обсуждение журналистского расследования Авишая Гринцвайга о “подвигах” одного из наиболее известных журналистов страны, Бена Каспита.
Среди прочего, всплыли новые скандальные подробности того, как было раскручено “дело, потрясшее судебную систему”, “дело, потрясшее основы политической системы”, “попытка подкупа судьи Верховного Суда” - также известное как дело 1270. 20 февраля 2018 года Бен Каспит опубликовал “разоблачение” о соратнике премьер-министра Биньямина Нетаниягу заподозренного в том, что он предлагал судье в отставке должность юридического советника правительства в обмен на закрытие дела о несоразмерных тратах его супруги на доставку готовых блюд и найме шеф-поваров для работы в резиденции.
аспит утверждал, что в 2015 году через посредника личный представитель премьера Нир Хефец предложил судье в отставке Хиле Герстель место юридического советника правительства на том условии, что она использует это назначение, чтобы закрыть дело против Сары Нетаниягу. Как отмечается, судью Герстель это очень сильно потрясло.
До сего дня истоки “дела 1270” были покрыты мраком. Гринцвайг впервые опубликовал сведения о том, что реально произошло. Каспит беседовал с Герстель в начале февраля 2018 года. Они говорили о ее попытке стать юридическим советником правительства, и о тех возражениях, которые она выдвинула относительно процесса назначения юридического советника. Как известно, в конечном итоге, юридическим советником стал Авихай Мандельблитт. Бен Каспит тайно записал всю свою беседу с судьей Герстель.
“Горячая запись” очень скоро попала к генеральному прокурору Шаю Ницану и юридическому советнику Авихаю Мандельблитту. Ницан сразу пришел к выводу, что в его распоряжении наконец-то оказалось “золотое доказательство” “коррупции Нетаниягу”. Начальник израильской полиции Рони Альшейх также возбудился и поверил в то, что с помощью дела 1270 наконец-то удастся доказать коррумпированность Нетаниягу.
Полиция Израиля издала сенсационное заявление, в котором сообщалось о том, что “высокопоставленный государственный служащий пытался повлиять на процесс назначения юридического советника в обмен на закрытие определенного уголовного дела”.
Советник Нетаниягу Камир и представитель премьера Хефец были арестованы и несколько дней провели в тюрьме. Вся политическая система была глубоко потрясена произошедшим. Премьер-министр Нетаниягу наотрез отверг все обвинения, заявив, что никогда не просил ничего подобного от Хефеца. Сам Хефец отказался давать показания.
Судья Герстель позднее дала новые показания в полиции. Показания полностью опровергли подозрения и обвинения, которым были посвящены несколько недель скандальных публикаций в израильской прессе, и сняли с советника Нетаниягу Эли Камира всякую вину. Судья Герстель сообщила: “Хотя я в свое время и назвала сделанные мне предложения “криминальными”, я не имела в виду уголовно наказуемое деяние”. По новой версии Герстель, с которой согласилась полиция, она не является “экспертом по криминальному праву”, что и породило вышеописанную терминологическую путаницу, и предложение было “сделано в очень туманной форме, которую нельзя описать в рамках “назначение в обмен на услугу”. Герстель никак не прокомментировала тот факт, что один из наиболее высокопоставленных сановников государства был арестован на основании ее показаний и провел в заключении семь дней, где, по его словам, он стал объектом психологического давления и угроз.
В январе 2019-го дела против Камира и Хефеца были закрыты за отсутствием доказательств. Хефец, однако, потребовал заново расследовать дело, и оно было закрыто по новому основанию - “отсутствие вины”.
Бен Каспит, который, с точки зрения многих, нарушил все элементарные нормы журналистской этики, благородно отверг любые обвинения, заявив: “Я предоставил полиции материалы, касающиеся расследований Нетаниягу. Как и любой другой журналист, занимающийся журналистскими расследованиями, когда полиция просит у меня о помощи, я с радостью соглашаюсь. Так было с делами Эхуда Барака, так было и с другими делами. В качестве журналиста и гражданина, ведущего войну с коррупцией, я продолжу получать, публиковать и передавать полиции материалы по любому случаю подозрения в коррупции. Я буду делать это бесстрашно и непредвзято”.
Читайте нас в Telegram.