Интервью с Лизой Арзамасовой
За нежной и трогательной внешностью Лизы Арзамасовой скрывается любознательность, очень доброе сердце и мудрость не по годам (актрисе всего 23 года). Станет ли Лиза в будущем еще и продюсером или певицей, отчего молодую артистку волнуют проблемы стариков и почему спектакли Алдонина не оставляют зрителей равнодушными – вы узнаете из этого интервью.
Российская актриса Лиза Арзамасова исполняет одну из главных ролей в спектакле "Заговор по-английски" в постановке Сергея Алдонина по пьесе "Стакан воды". Критики уже нарекли эту пьесу одной из ярких пьес современности. Напомним, что гастроли Театра им. М. А. Булгакова в Израиле пройдут с 27 мая по 2 июня.
Беседовала: Гюна Смыкалова Glamur.co.il
О гастролях в Израиле и спектакле:
- Лиза, ты впервые приезжаешь в Израиль? Если не впервые, что больше всего в этой стране тебя впечатлило и почему?
- Я впервые посещу Израиль и очень рада тому, что с гастролями мы побываем в нескольких городах, а значит, я смогу получить более объемное представление о стране, чем обычное туристическое, когда люди приезжают на отдых. О чем я действительно мечтаю, так это о том, чтобы у меня было время и возможность посетить главные достопримечательности и святыни Израиля. Если не получится, то буду стремиться вернуться как можно быстрее, чтобы восполнить этот пробел.
- Есть ли у тебя историческая связь с Израилем? Я имею ввиду еврейские корни.
- Трудно сказать, в семье говорят, что есть. Мои прабабушки и прадедушки жили во Владивостоке, городе, куда в страшные годы после революции ссылали людей из европейской части России. Там люди собрались из разных уголков страны, и мама говорит, что когда они учились в школе, о национальности было говорить неприлично, чтобы не было конфликтов. Жили все дружно. Вот сейчас собираем с мамой по крупицам корни и историю семьи из обрывков рассказов и воспоминаний.
- Первый спектакль, который в прошлом году представил израильской публике Сергей Алдонин, был принят на ура. Есть ли какое-то волнение перед встречей с израильским зрителем, когда твои коллеги уже, в общем-то, приняты публикой, а ты - еще нет?
- Конечно, есть! Всегда, на любых гастролях, мы очень волнуемся, переживаем и хотим, чтобы наши зрители остались довольны! Успех спектакля зависит от каждого из артистов на сцене. Важно понять и почувствовать атмосферу зала, сделать всё, задуманное режиссёром.
- О чем, по-твоему, спектакль "Заговор по-английски" и кому стоит его посмотреть?
- Спектакль по пьесе Скриба можно считать памфлетом. Мне кажется, что он особенно актуален в сегодняшнее время. Он о том, что миром правят не политики, не толстосумы, а любовь. Настоящая любовь победит все дворцовые интриги, сложные обстоятельства, победит даже время. И, конечно же, про то, что все ценности меркнут именно перед ней. Найти своего человека, взяться за руки, наплевать на "звания и почести", знать, что надёжней всего вот этот ваш союз: друг за друга. Ачто может быть более ценным?
- Что тебе лично больше всего нравится в этом спектакле?
- Мне нравится, что серьезные темы подаются в нем через юмор и гротеск. Вот вроде не комедию играем, а зритель в зале хохочет. Смотреть с улыбкой на всё, что происходит вокруг, так важно! А ещё я очень люблю своих партнёров по спектаклю, горжусь тем, что мы вместе стоим на одной сцене, любуюсь ими, получаю от сотрудничества с ними огромное удовольствие.
- Расскажи о своей роли вкратце - что это за персонаж Абигейль?
- Провинциалка, продавщица, лёгкая и немного легкомысленная вначале действия, она проявляет железный характер и волю, когда речь пойдёт о том, что приходится сражаться за свою любовь и выдерживать конкуренцию с Королевой Англии и первой статс-дамой королевства. Вот тут и начинает работать интуиция по-настоящему любящей девушки.
- В чем прелесть работы актера – это возможность побывать кем угодно. Когда ты исполняешь очередную роль, берешь ли ты какие-то моменты, поведенческие черты героини себе на заметку? Случалось ли что такой актерский опыт помогал в реальной жизни?
- К сожалению или к счастью, нет. Я снимаюсь в кино с 4-х лет, а играю на большой театральной сцене с 8-ми. И я быстро поняла разницу между игрой и жизнью. С одной стороны, здорово, что на экране и на сцене ты можешь себе позволить то, чего никогда не позволишь в жизни. А с другой стороны, - какая это роскошь в повседневности быть собой, ничего из себя не изображать.
- Ты работаешь с Сергеем Алдониным уже почти 10 лет и спектакль "Ромео и Джульетта", в котором ты неизменно играешь главную героиню, идет до сих пор, равно как и "Мастер и Маргарита" и другие. Как считаешь, в чем секрет успеха постановок Алдонина?
- Сергей умеет рисковать на сцене, не боится неожиданных ходов. Я благодарна ему за то, что он не побоялся выпустить меня на большую сцену театра Станиславского в роли Джульетты, когда мне было всего 14 лет, да ещё вся страна тогда знала меня в роли смешной и нелепой девочки-очкарика из комедийного сериала "Папины дочки". В спектаклях Сергея всегда есть эмоциональные качели. Зрители постоянно смеются. Он будто "приманивает" смехом: "Смотрите, расслабьтесь, сейчас всё будет так весело, мы тут все просто дурачимся"! Даже первый акт спектакля "Ромео и Джульетта" - это эксцентричная комедия. И потом он очень чувствует этот момент слома, когда вдруг все - и мы на сцене, и зрители в зале - могут заплакать от чувства несправедливости, сочувствия, сострадания. И такой кульбит эмоций очень влияет на восприятие материала.
О карьере и творчестве:
- Когда ты получила роль мамы в комедии "Напарник", тебя это обрадовало, дескать, теперь тебя воспринимают взрослой и ты уже не самая младшая на съемочной площадке. Юный возраст прибавляет актеру сложностей? Стремилась ли ты, как большинство подростков, поскорее стать взрослой?
- Я никогда не торопилась стать страше, мне нравилось чувствовать себя ребёнком даже тогда, когда все вокруг упорно стали сообщать мне о том, что я давно уже взрослая. Самые дорогие и симпатичные мне взрослые люди до самого серьёзного возраста сохраняли в душе ребёнка, взрослели внешне, но не душой. Когда получила роль мамы в фильме "Напарник", обрадовалась совсем по другой причине: потому что узнала, что съемки будут проходить во Владивостоке, где живут мои любимые бабушка с дедушкой. Значит, появился хороший повод ещё с ними повидаться и провести время. Стать впервые мамой в кино было весело и необычно. Не то что бы я радовалась этому факту, но вполне осознала, да - раз я могу уже играть маму, значит, я теперь совсем взрослая. Чем ты младше, тем легче работается на площадке и в театре, а теперь я как все, никто уже не сделает скидку на возраст.
- Сейчас стало больше ролей для взрослой Лизы Арзамасовой? Над какими творческими проектами ты сейчас работаешь?
- Мне кажется, что "сейчас" ничем не отличатся от "тогда". Всегда есть какие-то новые интересные проекты - и в театре, и на съёмочных площадках, и творческие вечера, - поэтические, фестивальные. Про незавершенные, ещё не вышедшее на сцену или на экран, говорить заранее не люблю.
- В своем интервью Филипп Бледный, твой коллега по театральному цеху, нам рассказывал, что ему больше нравится исполнять какие-то отрицательные роли – ведь в них можно использовать гораздо больше актерских красок, нежели в положительных. Ты согласна с этим?
- Да, это здорово: похулиганить на работе, достать все те краски, которыми в жизни не пользуешься. Особенно, когда все привыкли к тому, что ты - "хорошая девочка". Есть такой штамп. А тут ты вдруг взрываешься всеми отрицательными качествами. По иронии судьбы, два больших телевизионных проекта, где я играла отрицательных героинь, так ещё и не вышли. Что-то их задерживает. А мне самой бы было интересно посмотреть, как я справилась.
- Кроме спортзала и бокса у тебя есть новое хобби – мотоциклы и гонки. Почему именно мотоциклы, ведь существует множество техники, чтобы участвовать в гонках.
- Это не новое хобби, ему уже два года. В гонках я не участвую, потому что у меня ответственность перед моими коллегами по театру и кино, а вот прокатиться по хорошей профессиональной трассе под присмотром тренера я очень люблю.
- Если бы тебе предложили сыграть роль спортсменки-экстремалки, при этом вид спорта ты бы могла выбрать, что это было бы, тоже мотоциклы или что-то еще хотелось бы попробовать? Ты бы хотела выступать без дублеров и выполнять каскадерские трюки?
- Это зависит от множества факторов. Я была бы рада любому самому неожиданному предложению, и чем неожиданнее, тем лучше. А трюки каскадерские выполнила бы с удовольствием сама, но только при условии, что было бы много времени для профессиональных тренировок, чтобы я могла по-настоящему научиться что-то делать, а не бездумно, на удачу.
- Ты красиво поешь, но это почти не тиражируется в твоем творчестве. Почему? Или нам это просто кажется, а у тебя все-таки есть планы еще и карьеру певицы сделать? Ты вообще любишь петь?
- Петь я люблю, но боюсь (смеётся). С волнением на сцене во время пения справиться никогда не могла: коленки трясутся, голос дрожит… Но всё-таки на актёрских фестивалях или иногда на больших мероприятиях приходится выступать с вокальным номером. Про карьеру певицы я никогда не думала. Были просто небольшие эксперименты в подростковом возрасте, записала пару песен, но все это вполне вписывается в работу артиста. Мы же всё должны понемножку уметь. Обязательно для роли пригодится. Мой первый спектакль на сцене в восьмилетнем возрасте был мюзикл "Энни", где я играла Энни. Там приходилось много петь. В 15 лет был мюзикл "Звуки музыки", в котором я играла Лизль. Так что пение обязательно не раз ещё пригодится в профессии.
- Кто из актеров – уже ушедших или ныне здравствующих – тебя вдохновляет?
- Многие. Даже перечислять сложно. На свете много талантливых артистов, от игры которых мурашки по спине бегут. Например, актеры старой советской школы, большинство из которых уже ушли от нас. Барбару Страйзанд обожаю и Лайзу Минелли.
О жизни:
- Я понимаю, что журналисты в интервью задают примерно одни и те же вопросы, а есть что-то, чем бы ты и хотела поделиться, да не спрашивают? Если есть – то это отличная возможность рассказать.
- Этот вопрос тоже часто задают журналисты (смеётся). У меня такого не бывает, я по-другому устроена: если не спрашивают, то можно и не делиться.
- Ты не любишь говорить о личной жизни, но в твоем Instagram есть фото с "морячком", которого ты описала, как идеального парня. Это действительно портрет "героя твоего романа"?
- В целом, да. Но у героя моего романа должно быть по крупному счёту только одно качество, да и то, от него не зависящее. Он должен быть очень мною любим.
- Ты совсем недавно закончила учебу с красным дипломом и стала продюсером! Ты собираешься работать в этом амплуа? Что тебе хочется продюсировать и то, что ты можешь продюсировать, – это одно и то же? Или есть расхождения желаний с возможностями?
- Получение продюсерского образования - это был скорее вопрос получения нужных мне знаний, а не планы что-то воплощать. Я понимаю, что к определённому возрасту многие актёры хотят воплотить в кино и театре проекты, за которые могут взяться только они сами. Как говорится, хочешь что-то сделать хорошо - сделай сам. У меня никогда нет далеко идущих планов на жизнь, действую интуитивно. О том, чтобы что-то продюсировать в ближайшее время, я не думала. Сейчас много другой работы. Но как только возникнет какой-то свободный период, я постараюсь все устроить так, чтобы и желания, и возможности совпали. Не зря же училась!
- Ты серьезно занимаешься фондом "Старость в радость". В одном из интервью ты объяснила свою позицию тем, что "…общество не видит в пожилых будущего и одинокий пожилой человек – это всегда "прошлое", да еще и всеми забытое". Боишься ли ты старости, оказаться всеми забытой? Или примешивается страх за близких?
- Нет. Страха нет. Не может быть страх побуждением к благотворительности. Я наоборот силу чувствую что-то изменить, как-то повлиять на ситуацию. Одинокие пожилые люди кажутся мне самыми незащищенными людьми на земле, самыми одинокими. И абсолютно в наших силах это одиночество скрасить, подарить приятные эмоции, улучшить быт. Я рада, что моя профессия позволяет мне делиться с большим количеством людей информацией о фонде и его деятельности, что многие мои зрители становятся волонтерами, с которыми мы вместе бываем в домах престарелых с подарками и концертами. Вот сразу и "публичность" обретает смысл. Что толку давать интервью про "себя-любимую", рассказывать сто первый раз одно и тоже. Я лучше сто раз расскажу о проблемах стариков в доме престарелых в Тульской или Тверской областях, и люди отзовутся, помогут.
- Вообще твоя карьера – это же множество дел: съемки, чтение сценариев, кастинги, заучивание роли, репетиции в театре, да еще Instagram, благотворительность, да еще о внешнем виде важно позаботиться. Как ты все успеваешь?
- А оно само все как-то успевается. Если появляется какое-то новое дело, значит, оно вписывается в жизнь. С графиками и расписаниями мне мама помогает. Я никогда не думаю на "послезавтра". Всегда с вечера интересуюсь: что у меня завтра и сосредотачиваюсь на задачах нового дня.
- В заключение — мой традиционный вопрос, который я задаю всем: человеку, который находится на перепутье, в начале новой жизни, или подавлен обстоятельствами и вынужден начинать все с нуля, пытается реализоваться, но не получается, какой бы ты дала совет или пожелание, может, мотиватор или "волшебный пендель"?
- Я себе внутренний пендель ежедневно даю (смеётся), но вот советы давать очень не люблю. Самое сложное, как мне кажется: верить в себя. Вот найти эту точку опоры, и всё получится.
Блиц-опрос:
- Книга или фильм?
- Обязательно и то и другое.
- Кошки или собаки?
- У меня всегда были собаки.
- Что важнее – внешность или мудрость?
- Не мне судить. Хорошо, когда человек живёт в гармонии со своей внешностью и дружит с головой.
- 100 рублей или 100 друзей?
- Прокомментирую чуть подробнее этот вопрос. Смысл поговорки понятен: лучше не быть богатеем, но иметь много близких людей, которые в трудный момент придут тебе на помощь. Ну или - никакие деньги не заменят дружбы. И надо бы ответить: "100 друзей, конечно" (смеётся), но 100 друзей быть не может. У меня очень немного по-настоящему близких людей. И я катастрофически не люблю у кого-то что-то для себя просить. Мне хочется всегда уметь заработать свои 100 рублей самостоятельно. И дай б-г, чтобы мои самые близкие друзья всегда были рядом.
- Плохой мир или хорошая война?
- Мир! Всегда только мир.
- Твердая личная позиция или компромисс?
- Нельзя быть необоснованно "упёртым". Ведь наше мнение не является истиной в последней инстанции. Понятное дело, что свою личную позицию нужно иметь, но для взаимодействия с другими людьми очень часто нужен компромисс.
- Пофигизм или перфекционизм?
- В разумной мере и то и другое: сделать все от тебя зависящее, а потом на некоторое время расслабиться и отпустить ситуацию
- Журавль в небе или синица в руках?
- И здесь не отказалась бы от обеих птиц. Синица в руках - залог ежедневного благополучия, а журавль в небе пусть всегда будет, как надежда на большее.
- Орхидеи или лютики?
- Пионы.
- Лиза или Елизавета?
- Надо ещё дорасти до Елизаветы (смеётся). Пока чаще - Лиза, но чувствую, что Елизавета просыпается в особенно важные моменты.