Яир Лапид: то, что волнует меня в последнюю очередь
1. Несмотря на то что по опросам «Еш Атид» – вторая по величине партия, политики один за другим заявляют, что вы не станете премьер-министром. Как вы к этому относитесь? Это только предвыборная риторика, чтобы отнять у вас голоса сомневающихся, или нечто большее?
- То, что они говорят, волнует меня в последнюю очередь. Ну, говорят. Таковы правила выборов. Каждый пытается продвинуть самого себя. Не им решать, кто станет премьер-министром, а людям. Народ верно видит ситуацию: кто подходит на этот пост, и что граждане хотят получить после выборов. Безумное правительство, которое снова будут шантажировать ультраортодоксы, не собирающееся менять национальные приоритеты и направлять бюджеты на то, что действительно необходимо: малый бизнес, образование, выход из кризиса, систему здравоохранения, или разумное адекватное правительство, которое способно решить насущные проблемы.
Нынешний премьер-министр не может принимать необходимые решения, потому что он озабочен личным выживанием. Он способен лишь раздавать лживые популистские обещания. Это безумие должно, наконец, прекратиться.
Я иду не за креслом, я иду работать.
2. Один раз вы уже вытаскивали страну из экономического кризиса будучи министром финансов, и именно вас тогда сделали «козлом отпущения» за непопулярные решения. Сейчас ситуация еще хуже. Следующее правительство будет вынуждено решать сложные проблемы, связанные с коронавирусом. И именно его будут обвинять в снижении уровня жизни израильтян, которое наверняка произойдет. Вы готовы к этому еще раз?
- Понятно, что сложные решения неизбежны и непопулярны. Вы правы, я уже испытывал это раньше, но меня это не сломает. Я вижу цель и знаю, что это возможно. Это не фантастика, а просчитанный экономический план. Прежде всего, в краткосрочной перспективе я действительно думаю, что нам нужно обратиться к гражданам, предоставить компенсации и помощь малым бизнесам, потому что они являются двигателем роста экономики и создают около 60% рабочих мест. Необходимо уравнять в правах наемных работников и частных предпринимателей. Налоги повышать не следует, потому что это только затормозит развитие экономики.
3. У вас много врагов? Что вы о них думаете? Есть ли те, с кем у вас непримиримые противоречия, и с кем вы ни при каких условиях не станете работать вместе?
- Во-первых, я не люблю называть людей врагами. Может быть, кто-то так думает обо мне, но я никого не считаю врагом. Это слишком сильное слово. Они мои соперники. Я уверен в одном: я не готов и не буду сидеть в правительстве или работать с Биньямином Нетаниягу, потому что это человек с тремя обвинительными заключениями, пренебрегший государством в личных интересах, и он должен уйти. Я уже доказал это, отказавшись присоединиться к коалиции Нетаниягу и стать министром иностранных дел. Потому что у меня есть принципы и долг перед избирателями. Я пришел в политику не за теплым креслом, а для того чтобы реально изменить приоритеты в стране.
Кроме того, я не верю в бойкоты, большинство вопросов можно решить путем диалога. Я открыт для всех. Я уверен, что все переговоры будут проводиться в соответствии с нашими принципами, от которых мы никогда не откажемся. Мы центристская партия, которая отстаивает интересы работающих людей – и это наш приоритет. Мы верим в равные права и обязанности, что закон – един для всех (евреев, арабов, светских, религиозных, политических деятелей и обычных граждан - для всех), мы прагматичны и благоразумны. И мы это неоднократно доказывали! Все, что мы когда-либо говорили, это не обещания, а обязательства.
4. Сейчас судьба коалиции во многом зависит от мелких партий и от того, преодолеют ли они электоральный барьер. Например, от Бени Ганца. Желаете ли вы ему успеха?
- Я желаю всем успехов. Но именно на этих выборах голосовать за маленькие партии – значит, выбросить голос в мусорную корзину. Чтобы заменить это прогнившее правительство, нужна одна большая партия, которая способна привести к переменам. Партия с 6-7 местами в кнессете не сможет принять закон о гражданских браках или о транспорте в субботу, не сможет восстановить экономику, не сможет осуществить серьезные планы. Маленькие партии просто тянут одеяло каждая в свою сторону, и это не служит интересам граждан. Нужна большая и сильная партия, способная менять приоритеты в стране.
5. Израильтяне очень устали от бесконечных выборов. Нужно ли менять избирательную систему, чтобы увеличить шансы на создание устойчивого правительства? И если да, то как?
- При проведении реформ системы управления следует быть очень осторожными и делать это со всей ответственностью. Прямые выборы премьер-министра, например, привели в кнессет 17 партий, и власть премьер-министра ослабла, вместо того чтобы усилиться. Сегодняшние проблемы исходят в первую очередь от Нетаниягу и его агрессивного поведения. В систему управления и контроля необходимо внести ряд поправок, чтобы политика служила на благо граждан и не создавала хаоса, который мы наблюдаем сегодня. Эффективное правительство должно быть небольшим: всего 18 министров и 6 зам. министров, без постов министра без портфеля и фейковых министерств, целью которых является задабривание коалиционных партнеров, а результатом – разбазаривание бюджета. Все силы будут направлены на борьбу с безработицей, уменьшение дефицита бюджета и справедливое распределение средств. Партия "Еш Атид" разработала подробную программу, как всего этого добиться, и это то, к чему мы стремимся.
6. Если коалиция анти-Биби победит, как по-вашему: Биби станет хорошим лидером оппозиции?
- Я думаю, Нетаниягу должен отправиться домой и разобраться со своими обвинительным заключениями в суде, а не быть лидером оппозиции.