Анна Якунина: Театр для меня – это высшая оценка артиста
«Театр для меня – это высшая оценка артиста в работе. Только театр выявляет, есть вообще артист или нет»
В свои 50 лет она прекрасно выглядит, находится на пике карьеры и будоражит публику честной игрой. При этом вызывает неоднозначные чувства у всех поклонниц обаятельного Максима Аверина, он - не просто ее коллега по съемкам в “Склифе” или по театральной сцене, он - самый близкий друг по жизни.
Заслуженная артистка РФ «За заслуги в области искусства» с 2006 года, лауреат театральной премии «Чайка», много лет служила артисткой в «Сатириконе», сейчас играет в культовом театре «Ленком», снимается в телесериалах, многие ее узнают по роли Нины в сериале “Склифосовский”. Но сама Анна считает, что именно театральные роли раскрывают все грани профессионализма актера.
Израильские театралы смогут лично подтвердить или опровергнуть данное мнение, посмотрев спектакль “Те же, тогда же”, с участием Анны Якуниной и Максима Аверина в главных ролях. Гастроли в Израиле пройдут с 13 по 16 декабря в Хайфе, Ашдоде, Беэр-Шеве и Тель-Авиве.
А чтобы скрасить ожидание, мы посебедовали с Анной о том, что близко всем людям на свете: о любви и морали, о семье, женском счастье и настоящей дружбе.
Беседовала Гюна Смыкалова Glamur.co.il
- Анна, здравствуйте. Как Ваше настроение?
- Добрый день. Прекрасное настроение, мы на гастролях со спектаклем «Те же, тогда же» - сейчас в Эстонии, затем Латвия и Литва, потом в Германию отправимся, а там вскоре и в Израиль приедем.
- Вы бывали уже в Израиле и не раз, верно?
- Да, верно, очень люблю приезжать в Израиль. И на гастроли люблю, и вообще люблю. Недавно навещала подругу детства Алену, - дочка замечательного артиста Григория Лямпе, сама когда-то работала с отцом в театре «Гешер». Они давно переехали в Израиль.
- Значит, Вы с Израилем уже знакомы очень хорошо, наверняка в душу что-то особенно запало. Поделитесь?
- Все люди из-за него мечтают попасть в Израиль - Иерусалим, безусловно! И во время гастролей обязательно найдем время снова туда поехать. Там потрясающее ощущение, конечно, непередаваемое, необъяснимое. Наверное, оно свое у каждого, кто посещает этот древний город. Хотя, жителям страны, наверное, все-таки привычно, а нам, приезжим, кажется, что это божественно как-то. Все время вопросы возникают: «А как так?», «А неужели это так и было?». Поэтому да, конечно, удивительные ощущения.
- Желания загадывали у Стены плача? Исполняются?
- Да, всегда загадывала - исполняются! Правда, очень забавно бывает: вечером женщина с метлой приходит, а ты смотришь на уборку и про себя думаешь: «Так! Куда метете мои мечты?!»
- Говорят, есть специальное место, куда относят эти записки и, чтобы не засорять стену, они там и лежат, а Господь все просьбы видит и потом все исполняет.
- Ну, правильно, нужно верить, что это так.
- Что обычно везете в качестве сувениров из Израиля?
- Я всегда хожу на блошиный рынок в Яффо. Потому что я любитель таких очень старых вещей, не антиквариата, нет, просто с историей что-то связанное: покупаю какую-то солонку, какую-то необычную штучку. Поэтому в разных городах я пытаюсь всегда зайти на эти рыночки блошиные - пускай это будет какая-то совсем маленькая штучка, но я обязательно ее найду и привезу домой.
- Здорово. А кухню местную любите?
- Да, хумус везу как гостинец - в нашей семье все его любят. Хотя сейчас в Москве стал продаваться тоже, но это совершенно другой вкус. Еще очень люблю салаты! Вообще овощные салаты, такие как в Израиле в пляжных кафе, нигде почему-то не делают. Вот сейчас обсуждали с Максом (Авериным – прим. авт.): «Пойдем, сядем на пляже в кафешку прибрежную и там - салат, мелко порезанный, с луком и брынзой. Ах!».
- Вы – публичная личность, Вас, наверное, даже в Израиле на улицах узнают. Вы не устаете от всего этого - интервью, фотосессии, все эти «можно селфи?», автографы и тому подобное?..
- В Израиле узнают и просят сфотографироваться - это очень приятно, конечно. А в целом - это же такое дело… В повседневности такое не происходит постоянно. Иногда устаешь, после спектакля, в основном, когда много народу ждет - молодежь часть хочет фото. Ну, слушайте, это часть профессии. Я стараюсь уделять внимание поклонникам, стараюсь не обидеть.
- Цветы получать женщину-актрису, пожалуй, никогда не утомит. Какие ваши любимые цветы?
- Ой, ну что вы, безусловно! Это же зрительская любовь. Вообще я с благодарностью к любым подаренным цветам отношусь, люблю, когда цветы в вазах свежие. Но больше всего нравятся полевые цветы и очень люблю тюльпаны. А полевые у меня вообще всюду дома стоят – как сухоцвет. Обожаю, когда повсюду цветы.
- Пусть цветы не заканчиваются! Расскажите немножко про спектакль «Там же, тогда же». Вы с Максимом Авериным давно хотели сыграть в одном спектакле на одной сцене, но вот как-то все не складывалось. И тут получается, что вы оба ушли из «Сатирикона» и оба играете в той самой постановке, которую раньше представляли Константин Райкин и Татьяна Васильева (Константин Райкин – художественный руководитель театра «Сатирикон» - прим. авт). Как это вообще произошло?
- Да, видите, как в жизни бывает. Мы действительно давно искали пьесу, которую бы хотели сыграть вдвоем. Это на самом деле - трудная задача, потому что и я, и Макс - мы такие, скажем, придирчивые в этом смысле. Хотелось материал, который будет каким-то таким достойным, не очень бульварным. И играть в антрепризе… Сейчас все антрепризы мелковаты, какие-то бульварные - очень неинтересно. А эту пьесу Бернарда Слейда мы давно нашли, но с постановкой как-то все не складывалось…
- Почему?
- Ну, мы же артисты! Нужно, чтобы кто-то этим другой целенаправленно занимался: получить права на пьесу, должна быть все-таки компания, отвечающая за постановку, за разные административно-правовые вопросы - это все целая история. И все время было что-то не так, хотя шли переговоры, даже читка одна была, потом компания одна отказалась от проекта, потом режиссер не мог, потом еще что-то не случилось и дело опять застопорилось. Мы уже думали, ну, не судьба сыграть эту пьесу. И вдруг появилась продюсер Анастасия Могинова, и предложила именно этот спектакль. Значит, все-таки, судьба. И я счастлива, что мы с Максом это сделали, потому что мы друг друга очень хорошо знаем и понимаем, и этот материал для нас - просто благодать, мы его очень честно играем. Это я могу сказать точно - честно и искренне.
- Но Вы с Максимом так давно дружите и частенько говорите в прессе, что вы - как брат и сестра, что понимаете друг дружку с полуслова. Каково было вживаться в роли, ведь вы же, по сути, играете любовников в постановке «Там же, тогда же»? И, вообще, легко ли работать с Максом?
- Ну, во-первых, надеюсь, что мы все-таки хорошие артисты (смеется), перевоплощение – наш хлеб. А с Максом, - наоборот, я счастлива, что с ним играю. Мне с ним не трудно на сцене, потому что у нас одинаковая, понимаете, температура.
Хотя случается, что с родным человеком, кажется, ты уже настолько близок, что и работать-то сложнее, такое часто бывает. Макс мне тоже говорил в свое время: «Нюся, как я буду с тобой целоваться? Я не представляю». Да, мы очень близкие люди и настолько нежно друг к другу относимся, что, начиная репетиции, даже сами побоялись того, что мы так близки. А сейчас, наоборот, думаю, какое счастье, что у нас это есть - мы каждый раз можем импровизировать. И это ежеминутно, ежесекундно происходит - мы просто подхватываем волну друг друга и проживаем на сцене вообще в итоге иную какую-то жизнь.
- Расскажите немножко о своей героине и о пьесе.
- Героиня - очень искренняя, очень простая и очень не растраченная в чувствах в семье. И вот, встретив этого мужчину, будучи уже замужем, и не желая рушить счастье всех членов своей и его семьи, ее накрыло бурей чувств. Неизбежность! Вот об этом пьеса. Такое происходит и в жизни сплошь и рядом. Пьеса неоднозначная и вызывает у зрителей множество вопросов. Дескать, что за мораль? Разве можно так жить? Но это вопрос, понимаете, такой, извечный: можно или нельзя? А так живут. Миллионы людей живут. Кто-то не догадывается, что от него что-то скрывают. Кто-то всю жизнь так прожил, а на старости лет пожалел, что он так прожил. Понимаете, много вопросов. Но суть только в одном: любовь – это прекрасно, если она искренняя и настоящая – нельзя ее терять. Вот такая история, в которой два человека встретили любовь и раз в год не хотят от нее отказываться.
Как-то после спектакля зашел к нам за кулисы один врач с супругой – принесли цветы, благодарили за спектакль. Так этот врач, расчувствовавшись, сказал: «Вы знаете, я пока смотрел, все время обнимал свою жену. Я боялся ее отпустить». Вообще так приятно видеть у мужчин слезы на глазах… Женщины – понятно, более эмоциональные, а вот мужчины, когда растроганы, им как-то самим неловко слезу пустить, и когда они кричат «Браво!», - это вообще самое дорогое. Так что на мужчин эта пьеса точно производит впечатление.
- А Максиму, как думаете, легко работать с Вами?
- Я не знаю. Это надо у него спросить.
- Дружба с Авериным – это дар небес или норма жизни?
- Нет, ну какая норма, что вы? И любовь-то у людей - не норма жизни. Некоторые всю жизнь ее ждут и не находят. А дружба, такая, как наша с Максом, редко случается. Понимаете, дружба, в принципе, это подарок, а в данном случае у нас еще есть отягчающее обстоятельство, что мы оба актеры… Я считаю, это подарок судьбы просто: если бы не он, я бы думала, что делать дальше в профессии. Потому что он заражает меня на действия. Вот сейчас он помогает мне с моноспектаклем, который мы поставили к моему юбилею - «Монолог женщины». То есть он уже и мой режиссер и у нас куча планов. И я считаю, что наша дружба - это подарок нам обоим, мы вообще так друг за друга держимся.
- А как у актеров - с дружбой между собой? Это вообще возможно в силу особенностей профессии?
- Актерская кухня, конечно, чего уж говорить - много зависти. Но дружба среди артистов возможна и существует, просто, может, не в таком глобальном масштабе.
- А с теми, кто не относится к актерской сфере, успеваете дружить?
- Есть круг людей, с которыми отношения поддерживаем давно и плотно, и они совсем не актеры, но это, правда, тяжело. Не потому что они не актёры, а потому что сейчас я вообще не успеваю ничего. Моя жизнь, к счастью, так насыщенна – работа, спектакли… И мы вот как-то ограничены уже своим узким кругом: возьмемся с Максом за руки да и поехали по гастролям, а дома семья ждет. Но уже все взрослые, поэтому меня спокойно уже отпускают, шутят, что мать на заработки поехала. У нас папа (муж Анны – прим. авт.) говорит: «Ну кто-то же должен в доме работать» (смеется).
- Многие телезрители увлеченно следили за судьбой Нины из «Склифосовского». После этой роли, что в Вашей жизни поменялось, расскажите. Она же знаковая была для Вас, правильно? Со звездной болезнью не столкнулись?
- Для звездной болезни я не в том возрасте и уровне развития: я родилась в актерской семье, и меня она не может постигнуть в принципе, ведь я много чего видела в этой профессии, изнутри понимаю и знаю.
А поменялось – да, многое. Меня, на самом деле, многие и узнали благодаря этой роли, она мне принесла массовую популярность. Конечно, популярность - это огромный плюс. Мне крайне приятно, что я известна, и что на пьесу «Там же, тогда же» приходят именно для того, чтоб на нас с Максом посмотреть. У сериала «Склифосовский» невероятное количество поклонников, как и у моего персонажа Нины. Мне пишут, меня любят в ее образе, и я так благодарна этому – это отличная возможность привести больше людей в театр. А театр для меня – это высшая оценка артиста в работе. Только театр выявляет, есть вообще артист или нет.
- Театр важнее, чем телевидение и кино?
- Для актера –безусловно! Должно быть и то, и другое у актера. Но театр – это как лакмус в профессии, именно он показывает, владеешь ты ей или не владеешь. Театр – это что-то сиюминутное: ты виден как на ладони, есть только здесь и сейчас. А кадр – это кадр, его можно перестроить, переснять.
- Если время позволяет, Вы посещаете премьеры, спектакли? Есть ли какие-то молодые артисты, кого бы Вы отметили? Я знаю, что дочка у вас тоже начинающая актриса.
- Да, младшая дочка заканчивает уже четвертый курс ВГИК. А я очень люблю ходить в театр как зритель! Вы просто с языка сорвали - так хочется выходных, чтобы походить по театрам. Правда, Макс меня в этом не поддержал, так и сказал: «А я не хочу» - это после фестиваля «Амурская осень», там он был председателем жюри и насмотрелся антреприз. Это возвращаясь к теме, что уровень антреприз сейчас не очень высокий.
Молодых и талантливых актеров немного, на самом деле, которые на слуху. Хочется на кого-то пойти, как на Меньшикова раньше. А так – нет такого имени, лидера молодого... Вот Александр Петров у нас сейчас «звучит» из молодых, молодежь его очень любит. Я мало его видела в театре и очень хочу посмотреть в Москве. И в Пушкинском театре посмотрела «Добрый человек из Сезуана», отметила Сашу Урсуляк – она играет блистательно, просто блистательно: и роль, и спектакль, и ее работа -это, наверное, мое самое большое впечатление.
- Как думаете, с чем связано это? Школа устарела или издержки профессии?
- Поколение другое. У них свои кумиры, конечные истории. Поэтому их нужно развивать в хорошем смысле качественным театральным материалом. Хочется, чтобы уровень актеров, драматургии, спектаклей – да всего, - был высоким, чтобы они воспитывались на чем-то хорошем.
- Если бы Вы не были актрисой и не связаны с творческой профессией, то чем бы занялись?
- Как говорят мои дети, была бы врачом! Я все время за всех переживаю: надо пить витамины, надо есть это, надо то, надо се, правда, забываю про себя. Но не представляю себя вне творчества: в детстве занималась балетом профессионально, а потом видите как все повернулось в сторону актерского мастерства, так что Бог его знает, кем бы я была. В любом бы случае это было бы что-то творческое.
- Давайте поговорим немного о воспитании. Ваше детство - жизнь в актерской среде с родителями-артистами, время с бабушкой в театре, период интернатовский в Вагановском балетном училище - это все формирует дисциплину и характер ребенка или калечит?
- Только это и формирует. У меня военная дисциплина была с самого детства. Я приучена строго: подъем в четыре утра и далее по списку. Поэтому я готова ко всему: и в «Сатириконе» у Константина Аркадьевича была жесткая дисциплина, и в «Ленкоме». И вообще дисциплина должна быть обязательно.
- То есть, актер – это не такая уж богемная профессия, как многие себе представляют, типа встал в двенадцать дня, к вечеру пошел на репетицию?
- Ну, если это для кого-то богемная профессия, то они и живут такой «богемой» - на здоровье. Это адский труд и адская дисциплина, если заниматься актерством всерьез и профессионально. Поэтому я - за репертуарный театр, в котором есть, нормы и четкое расписание.
- У Вас – взрослые дочери, они у вас тоже в жестком режиме росли?
- Да нет, они тоже росли в итоге в актерской семье. Поэтому они… Они всегда были с нами на кухне - разговоры, поездки - они ко всему привыкшие, ничего от них никогда не скрывалось. Надо наравне с детьми искренне существовать. Все бывает: и накажешь, и наподдашь, и пожалеешь, и похвалишь. Кнут и пряник – все должно быть. Я с детьми свободна, в этом смысле, но в целом я - мама строгая.
- Что самое важное в воспитании ребенка? Дать ему образование, дисциплину или пусть растет себе счастливым?
- Ну, чтоб ребенок был счастливым, это же не значит, что не нужно давать ему образование. Его все равно нужно заставлять учиться. Понимаете, семья - это семья: что любят, чем интересуются и чем занимаются родители, то и ребенку будет интересно. Дети же всегда рядом. Смотрите с ними хорошие фильмы, ходите с ними на хорошие спектакли. И пускай они на кухне видят, как гуляют родители, какие приходят гости, о чем разговаривают, куда ходят. Это и есть уклад семьи. Дети все равно все с родителей перенимают, поэтому важнее самому стать достойным для детей примером.
- Ваш муж до сих пор иногда ревнует Вас к ролям с поцелуями? В семье, где есть актер, всегда бушуют страсти или все-таки бывает и нормальная человеческая жизнь?
- Вот сейчас она уже, знаете, нормальная человеческая, а страсти, конечно, бушевали. Ну, подумайте, жена-актриса, а муж - инженер. Хотя в какой-то степени у нас дома папа -артист. Бывало, закипал, когда по телевизору жена целуется с кем-то, но сейчас уже успокоился, воспринимает это все достойно, выдержанно. Конечно, не упускает возможности пошутить по этому поводу. Ну, а что делать? Выбрал артистку в жены – теперь уже поздно, как говорится, надо терпеть. Ничего, он уже привык.
- Похоже, что у вас к пятидесяти годам все сложилось отлично: карьера, съемки, семейная счастливая жизнь, дочки прекрасные, вы востребованы, как актриса, прекрасно выглядите. Позвольте Вас поздравить с недавно прошедшим юбилеем (9 октября Анна Якунина отметила 50-летие – прим. авт.) и задать такой вопрос: Вы считаете себя счастливым человеком?
- Спасибо за поздравления. Да, я могу сказать, что я счастливый человек.
- Что важнее для женщины и особенно для актрисы - самореализация или семья?
- Если это возможно совмещать - то, это именно то, о чем может мечтать любая женщина. Легко ли это? Очень нелегко. Поэтому все разговоры: «Нет, ну как у вас все получилось?» - немного раздражают. Да, это трудно, но это интересно, а мы, женщины, все умеем!
Если посвящать себя только дому и семье – это само по себе огромный труд и нерастраченность, при этом только работать и не иметь семью – тоже ограничение. Надо пытаться все совмещать. Это обязательно, если есть у женщины потребность реализоваться, иначе это будет грызть изнутри, если же желание быть домохозяйкой - искреннее, я преклоняюсь перед этими женщинами.
Я сама в молодости гораздо больше сидела дома и посвящала детям время, а сейчас, в пятьдесят у меня, возможно, самый высокий карьерный полет. Дети взрослые и у меня есть время на себя и работу. И это здорово - настало самое благодатное время, когда я могу полностью насладиться своей реализацией как актрисы - мне не надо бежать и варить дочкам кашу, вести их в школу, я могу спокойно ехать на гастроли.
- Знаю, что Вас замучили уже вопросами о том, как Вам удается так хорошо выглядеть. Поделитесь с нашими читателями, какая Ваша самая любимая процедура, которая сразу же придает тонус, молодость и ощущение себя красоткой?
- Ой, это не секрет, сейчас столько процедур… на каждом шагу. Чего только ни делают: хочешь - массаж, хочешь - дермопилинг, хочешь – гилауронку вколят. Я это все просто обожаю - каждый день бы ходила к косметологу! А на самом деле, на это очень мало времени остается. Поэтому, дорогие женщины, делайте себя - ходите к косметологу и выбирайте те процедуры, которые нравятся и подходят. Я очень люблю пилинги глубокие, потом вид после них такой свежий, как будто ты заново родилась, люблю мезотерапию и тому подобное. Нравится массаж лица, ой, чудо! Обязательно нужно ухаживать за собой, но все должно быть в меру, главное - это двигаться и принимать себя в любом возрасте.
- А диеты и спорт практикуете?
- К спорту стала относиться более чем спокойно. Мне на сцене активности хватает: в «Там же, тогда же» в процессе спектакля - мы мокрые полностью, а потом еще и потанцуем для зрителей в конце. Так что еще пока можем! Диетами тоже себя не мучаю: чувствую, что поправилась – ввожу некоторые ограничения. Но если хочу какое-то пирожное – возьму и съем, пусть потом еще три месяца не буду его есть. У меня есть свой режим питания и я его соблюдать стараюсь. Не ем хлеб, например, от него я поправляюсь. Просто нужно себя в чем-то ограничивать.
- Существует мнение, что люди сами себе в голове программируют старение –ментальное. И мы можем себя убеждать, что мы молоды, красивы и здоровы, и оставаться такими долго. Вы согласны с этим?
- Ну нет. Никуда не денешься от этого! Дай Бог, чтобы мы все красиво постарели и жили долго и счастливо. Молодиться не стоит, надо просто чувствовать себя и принимать с достоинством. И вообще, когда молодишься – это очень старит.
- Хорошо звучит! А следите ли Вы за трендами и за современной модой вообще – платье с кедами у девочек, «егери»-мальчики?
- Не слежу за модой. Я люблю шопинг, но ко всем этим брендам-трендам спокойно отношусь. Иногда надеваю какую-то брендовую вещь, а она на мне не сидит - чувствую себя бабкой сразу. Понимаете, мне не идут все эти бренды-тренды, хотя, конечно, есть красивые вещи. У меня своя мода и стиль кэжуал: стопка белых хлопковых маек, так как у меня аллергия на шерсть, джинсы, ремень, ботинки, куртка кожаная. Я вообще люблю женщину в мужском костюме. Это сексуально. Не мужиковатая баба – это разные вещи, все путают, а именно женственная женщина в мужском. Стиль свой должен быть. Вот у Макса, например, есть свой стиль - примерь этот стиль на кого-то еще и ему не пойдет. Поэтому надо все выбирать лично под себя. И если на девчонке платье с кедами стильно сидит, то это тоже красиво. А парни-«егери» - не понимаю этого.
- Есть что-то, что Вы бы никогда не надели?
- То, что мне не идет, пусть даже это модно, - никогда такое не надену.
- Заключительный вопрос. Израиль –страна эмигрантов. И люди частенько, которые приезжают сюда, меняют свою жизнь: кто-то полностью обнуляет ее, некоторые забывают полностью, кем они были в «прошлой жизни» - в плане профессии, например, когда не сразу могут быть востребованы, ведь язык меняется, культура. Что бы Вы посоветовали человеку, который уехал и начинает все с нуля? Или, может быть, на их месте что бы Вы делали?
- Это невероятно сложно. Я даже представить себе это не могу. Я нигде бы не смогла жить, кроме как дома, такой вот, насиженный человек. Другой язык, другая культура... Я восхищаюсь людьми, кто себя нашел.
Я тоже знаю многих эмигрировавших людей - судьбы их по-разному очень сложились. Безусловно, очень сложно оказаться не дома – я считаю, где родился, там и пригодился. Но надо пытаться - в любом случае, где бы ты ни оказался - человек должен быть счастлив. А если приходится где-то находиться, ну, не дай Б-г, чтобы мучиться, тогда нужно возвращаться. Ну а уж если все решено, то искать и находить себя, учить язык и получать удовольствие от жизни, а еще от моря и климата. Сел на берег, на море поглядел - сразу столько мыслей придет и все получится!
- И, напоследок, пожелайте что-то израильскому зрителю. Почему они должны прийти в театр на постановку «Там же, тогда же»?
- Зрители должны прийти, потому что хочется их поразить нашими актерскими работами. Будем играть очень честно, искренне, это значит, что все-таки еще есть артисты, которые отдают себя без остатка. Я возьму на себя такую смелость сказать, что мы будем работать для вас, дорогие зрители. Про любовь, о любви, за любовь!
- Спасибо большое, Анна. Пусть гастроли пройдут на самой высокой ноте.
- И Вам спасибо. До встречи на спектаклях!
Заказ билетов на сайте www.cruiseinter.com и по телефону 03-6960990.
13 декабря, Хайфа, Аудиториум
14 декабря, Беэр-Шева, Центр сценических искусств - Большой зал
15 декабря, Ашдод, Центр сценических искусств
16 декабря, Тель-Авив, Театр Гешер - зал Нога
Видео: https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=XSUnzOqXtv4
Фотографии Анны Якуниной из личного архива артистки.
Фотографии спектакля предоставлены организаторами гастролей.