Чума готова вернуться
Международная группа ученых обнаружила, что две самые опустошающие эпидемии в мире - чума Юстиниана и Черная смерть, каждая из которых в свое время привела к уничтожению половины населения Европы - были вызваны различными штаммами одного и того же патогена. Один из них затух сам по себе, а другой получил всемирное распространение и повторно возник в конце 1800-х годов. Эти результаты показывают, что новый штамм чумы может возникнуть в будущем снова, ставя под угрозу выживание человечества.
"Исследование было увлекательным, но вызвало недоумение и целый ряд новых вопросов, которые должны быть изучены, например , почему в результате этой пандемии погибло где-то между 50 и 100 млн. человек?" – говорят Хендрик Пойнар, доцент и директор Центра древни х ДНК МакМастера и исследователь Майкл ДеГрут из Института исследований инфекционных заболеваний.
Полученные результаты существенные, потому что нам мало было известно о происхождении или причинах чумы Юстиниана, которая помогла положить конец Римской империи, тем более мы не знали о ее связи с Черной смертью, возникшей примерно 800 лет спустя.
Ученые надеются, это может привести к лучшему пониманию динамики современных инфекционных заболеваний, в том числе разных форм чумы, которая ежегодно по-прежнему убивает тысячи людей.
Чума Юстиниана начала косить человечество в VI веке и, по оценкам экспертов, тогда погибло от 30 до 50 миллионов человек, практически половина населения земного шара, чума распространилась по всей Азии, Северной Африке, Аравии и Европе. Черная смерть нанесла удар 800 лет спустя с аналогичной силой, уничтожив 50 миллионов европейцев всего за четыре года - между 1347 и 1351 годами.
Используя сложную методику, исследователи из многих университетов, включая Университет МакМастер, Университет Северной Аризоны и Университет Сиднея, изолировали мизерные фрагменты ДНК зубов двух жертв чумы Юстиниана. Возраст останков составлял 1.500 лет, они были захоронены в Баварии, Германия. Это самые старые патогенные геномы, полученные на сегодняшний день.
Используя эти короткие фрагменты, ученые реконструировали геном старейшей бактерии Yersinia Pestis , ответственной за чуму, и сравнили его с базой данных геномов более ста современных штаммов.
Результаты исследования опубликованы в онлайн- издании известного медицинского журнала The Lancet.
Они показывают, что штамм, ответственный за распространение чумы Юстиниана, был эволюционно "тупиковым", он отличается от штаммов , участвующих позже в пандемии Черной смерти и других более поздних чумных пандемий.
Третья пандемия, которая распространилась из Гонконга по всему миру, вероятно, потомок штамма Черной смерти, который с эволюционной точки зрения, оказался гораздо более успешным, чем тот, что был ответственным за чуму Юстиниана .
"Мы знаем, что бактерии Y. Pestis переходят от грызунов к людям на протяжении всей истории, и очаги грызунов-переносчиков все еще существуют сегодня во многих частях мира. Исследователи полагают, что пандемия может повториться. К счастью, у нас теперь есть антибиотики, которые могут быть использованы для эффективного лечения чумы, что уменьшает шансы возникновения крупномасштабной пандемии", - говорит Дейв Вагнер, адъюнкт-профессор из Центра микробной генетики и геномики при университете Северной Аризоны.
Образцы, используемые в новейших исследованиях, были взяты, как мы уже говорили, у двух жертв чумы Юстиниана, похоронен в могиле на небольшом кладбище в немецком городе Ашхайм. Ученые считают, что жертвы умерли на более поздних стадиях эпидемии, когда она достигла Южной Баварии, скорее всего, где-то между 541 и 543 годами .
Исследователи полагают, что штамм чумы Юстиниана зародился в Азии, а не в Африке, как первоначально предполагалось. Но ученые до сих пор не могут установить "молекулярные часы", поэтому эволюционная шкала развития штамма остается неуловимой. Это говорит о том, что более ранние эпидемии, такие как чума в Афинах (430 до н.э.) и чумы Антонина ( 165 -180 н.э.), также могут быть отдельными, независимыми проявлениями разных штаммов Y. Pestis.
Наш ответ на вызовы современных инфекционных заболеваний является прямым результатом уроков, извлеченных из прежних пандемий, говорят исследователи.