Все решит Рамадан

Все решит Рамадан

Как связаны срыв переговоров об освобождении заложников и приближающийся мусульманский праздник? В Израиле считают, что связь здесь самая прямая.
Синуар тормозит сделку не потому, что не хочет или не может предоставить Иерусалиму список живых пленников. Нет, просто он намерен использовать свой последний шанс, чтобы зажечь палестинские территории и арабский Израиль, а в идеале – весь регион, и втянуть их в войну против «сионистской оккупации».

Сдержанность других участников «освободительной борьбы» и всех сочувствующих палестинской идее стало самым большим разочарованием для ХАМАСа после 7 октября. В Газе рассчитывали, что к ним присоединятся по крайней мере боевики Западного берега и Хизбаллы, но этого не случилось. Но все может измениться в течение Рамадана, самого взрывоопасного месяца в году. Дело тут не только в возбуждающей атмосфере религиозного праздника. Ключевой фактор – мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, одна из немногих святынь, объединяющих пестрый исламский мир. Ее статус, ее расположение в сердце города, который «сионисты» считают своей столицей, двойственный контроль над этим местом израильских сил безопасности и иорданского ВАКФа – все это вызывает в сердцах правоверных мусульман возмущение и священный гнев. Не случайно именно с Аль-Аксы началась самая кровавая в нашей истории интифада, получившее одноименное название; не случайно и ХАМАС дал бойне 7 октября громкое, но не оправдавшее себя имя - «Потоп Аль-Аксы». Однако в ближайшие дни Аль-Акса как символ палестинского восстания может сыграть отведенную ей роль.

Не только нынешний, но и каждый Рамадан становится испытанием для израильской полиции и жандармерии, прежде всего у тех, кто охраняет порядок на Храмовой горе и в Старом городе Иерусалима. Во избежание эскалации на этот период вводятся ограничения на посещение Аль-Аксы для молитвы. В этот раз министр внутренней безопасности Бен-Гвир намеревался ужесточить эти нормы – поднять возрастной порог, запретить посещение мечети жителям автономии. Но военный кабинет принял свое решение: Аль-Акса останется доступной в той же мере, что и в прежние годы. Власти Израиля решили по возможности не закручивать гайки и не накалять страсти, одновременно сохраняя контроль над ситуацией. Поможет ли это, неизвестно. Как всегда, хватит одной искры, чтобы вспыхнул пожар.

Тем не менее, если исключить роковые случайности, шансы на интифаду – и, соответственно, шансы ХАМАСа на поддержку с Западного берега – невысоки. ЦАХАЛ проводит постоянные и эффективные рейды, нейтрализуя наиболее радикальные элементы на палестинских территориях в Иудее и Самарии. Что касается руководства ПНА, то оно ждет не дождется, когда ХАМАС будет разгромлен и им преподнесут на блюдечке зачищенную Газу вместе с суверенитетом и щедрой международной программой восстановления. Вряд ли Аббас и его соратники пожертвуют такой перспективой ради спасения своего заклятого врага Синуара, тем более что Израиль уже доказал: в случае противостояния он будет действовать жестко.

С Хизбаллой тоже все более или менее ясно: война на Севере может разгореться в полную силу в любой момент, когда Насралла получит приказ, и это никак не связано с Рамаданом.

Израиль, со своей стороны, не старается форсировать переговоры. Во-первых, временная пауза - вовсе не гарантия от внезапной вспышки насилия. Главное же, что Нетаниягу и армия не намерены отказываться от захвата Рафиаха, который считают последним оплотом ХАМАСа. С точки зрения Биби и военных, чем раньше это произойдет, тем успешнее будет операция. Да, она скажется не в лучшую сторону на судьбе заложников. Да, риск обострения становится выше, ведь атака на очередной город Газы во время мусульманского праздника будет иметь двойной резонанс. Но «нам нужна одна победа» и «мы за ценой не постоим», наверняка твердит про себя Нетаниягу. На фоне заявлений ряда политиков и экспертов, что «война уже закончена», ему надо показать, что война продолжается и ее главные успехи впереди. Пусть разразится интифада и обострится положение на Севере -Израиль справится со всеми своими врагами; даже лучше, если это случится сейчас, когда мы находимся в полной боевой готовности. Неизвестно, на чем основывается мнение о способности ЦАХАЛа вести войну на три фронта, но оно звучит повсеместно.

Таким образом, Синуар и его сообщники тянут время, а Иерусалим их не торопит. Все напряженно ждут Рамадана и готовятся к любому развитию событий, чтобы по возможности обернуть их в свою пользу. За этим «низким стартом» с нескрываемым раздражением наблюдают США и арабские страны. Американцам придется увеличить поддержку Израиля, если война перекинется на новые территории, а арабам – как-то отреагировать на военные действия против мусульман в священный для них месяц. Никому этого не хочется, но поделать ничего нельзя. В конечном итоге все решит Рамадан.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK