Война в обмен на территории

Война в обмен на территории

Если сформулировать, зачем приезжал в Израиль вице-президент Джо Байден, то таких целей будет две: обсудить американскую военную помощь еврейскому государству и предложить очередную версию решения палестино-израильского конфликта.

Помимо того, что ни в том, ни в другом Байден не преуспел, его визит был отмечен двумя терактами и запуском двух баллистических ракет в Иране под лозунгом «Израиль должен быть уничтожен».

Вашингтон до сих пор старается убедить весь мир, и особенно Ближний Восток, что ядерная сделка с Ираном гарантирует региону мир и безопасность. Баллистические ракеты ИРИ, по заверениям администрации Обамы, не могут грозить соседям без ядерных боеголовок.

Но и Израиль, и страны Персидского залива не верят в обещание Тегерана отказаться от ядерной программы. Единственный способ для США успокоить своих союзников – предложить им в качестве компенсации военную помощь. Таким образом, примирение Запада с Ираном оборачивается гонкой вооружений в самом неспокойном регионе на планете.

Но и с компенсацией все неоднозначно. Хотя переговоры о поставках вооружений ведутся при закрытых дверях, в СМИ просочилась информация, о том что Израиль не доволен предложениями Штатов принять 10-летнюю программу, утвержденную еще до иранской сделки. Израиль требует увеличения ежегодной помощи с 3,1 до 5,1 миллиарда долларов, а в противном случае готов прервать переговоры и вести их уже с другой администрацией. Об этом намерении свидетельствует отказ Нетаниягу от поездки в Вашингтон, где он должен был заключить договор о военной помощи. Этим демаршем, не в последнюю очередь, был вызван визит вице-президента.

Байден пытался внушить Нетаниягу, что нужно «брать что дают», поскольку в следующей каденции военный бюджет США может быть сокращен. Но премьер настроен категорично, особенно в свете возможных поставок в Иран российских истребителей СУ-30, которым не способны противостоять предлагаемые Штатами истребители F-35.

Кроме того, увязывание, пусть и условное, военной помощи с мирным урегулированием выглядит довольно двусмысленно. Если раньше говорили о мире в обмен на территории, то теперь территории предлагается менять на оружие для ведения войны.

Байден привез в Израиль все тот же старый пакет рекомендаций: уход с «оккупированных» территорий, ликвидация поселений в Иудее и Самарии, раздел Иерусалима и передача его части для столицы Палестинского государства, которое должно быть провозглашено в ближайшее время. На какую из палестинских сил должен опираться Израиль в этом процессе, как будет решена проблема с Газой и ХАМАСом, кто обеспечит безопасность еврейского государства – на эти вопросы, как и раньше, нет ответа. Как и ожидалось, Обама делает последнюю попытку добиться прогресса в забуксовавшем мирном процессе, чтобы как-то оправдать провальную ситуацию в регионе, которую он оставляет после своих двух каденций. На первый взгляд, этот «дембельский аккорд» ничем не грозит Израилю, поскольку новых идей у Белого дома не появилось. Зато появляются новые факторы давления на еврейское государство.

Обама может до своего ухода предпринять ряд дипломатических шагов в Совете Безопасности ООН, выдвинув новую «дорожную карту», по которой он хочет направить процесс урегулирования, и предложив ряд мер для ее осуществления. Есть сведения, что эти меры предусматривают жесткие санкции СБ ООН против Израиля. Не исключена также реанимация почти бездыханного «миротворческого квартета» и подключение к нему арабских стран с их инициативой 2002 года «признание в обмен на Палестинское государство». Еще один возможный шаг – созыв региональной конференции по борьбе с ДАИШ, с предложением заодно решить и палестинский вопрос.

Израильские власти уже почти не скрывают, что тянут время до ухода Обамы. Нетаниягу объяснил свое решение не ехать в США американскими выборами, в которые он не хочет быть втянутым, но ему не удалось никого обмануть. Израиль ждет следующего президента, однако если это будет Хиллари Клинтон, то он немного выиграет – в ближневосточном вопросе Клинтон воспользуется наследством своего предшественника. Нынешний президент почти наверняка оставит своей преемнице план урегулирования, невзирая на то, что его не принимают ни израильтяне, ни палестинцы.

Других карт в ее колоде нет – она доказала это еще в бытность свою госсекретарем США. Поэтому Иерусалиму приходится ставить на одиозного и непредсказуемого кандидата от республиканцев Дональда Трампа. Трамп много раз заявлял, что при его правлении Израиль будет в безопасности, но вряд ли можно всерьез рассчитывать на предвыборные заявления кандидатов в президенты. Трамп – «темная лошадка», и неизвестно, какой вариант окажется опаснее для еврейского государства – он или хорошо знакомая Клинтон.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK