Улыбайтесь, вас прослушивают!
Оказывается, израильская полиция незаконно внедряла в телефоны граждан шпионскую программу Pegasus и подслушивала их разговоры, вот так новость! Даже странно, что это может кого-то удивить. После международного скандала с телефонной слежкой за президентом Франции, американскими сенаторами и марокканским королем было бы странно, если бы столь эффективное изобретение не оценили на родине.
По закону, средства для получения информации может использовать ШАБАК, если речь идет о терроризме. Полиции разрешено прибегать к таким мерам лишь с разрешения суда. Однако сотрудники киберотдела полиции «Сигнет» устанавливали прослушку на телефоны самых разных лиц – от членов семьи и свидетелей по делу Нетаниягу до предпринимателей, мэров городов и журналистов. Никакого разрешения на это не было и не могло быть, поскольку эти люди не являлись ни преступниками, ни подозреваемыми.
Теперь мы наблюдаем бурю в Кнессете и возмущение политиков. Министр внутренней безопасности Омер Бар-Лев лихорадочно собирает правительственную комиссию по расследованию с самыми широкими полномочиями. Тот же Бар Лев совсем недавно, в январе этого года, заверял, что «израильская полиция не практикует прослушивание телефонных разговоров или взлом устройств без санкции суда». Сейчас появилось новое оправдание: нарушения происходили при прежнем руководстве и прежнем правительстве, а теперь все будет тщательно расследовано и больше не повторится. Но верится с трудом, и вот почему.
Вся наша правоохранительная система давно уже ощущает себя государством в государстве, отдельной независимой ветвью власти. В этом государстве свои законы, у этой власти свои правила. Полицейские следователи знают, что жизнь и карьера буквально каждого члена общества находится в их руках, и чем выше статус человек, тем больше риска, что он станет объектом расследования. Поймать на крючок крупную рыбу, отправить за решетку политика, министра, главу корпорации, лидера протеста – залог повышения по службе. Каждый год открываются новые уголовные дела, ломающие людям судьбы. Даже если громкое дело оказывается пшиком, никто не несет за это ответственности и полиция все равно успевает получить свою минуту славы в СМИ. А уж если для расследования есть основания и его удается довести до предъявления обвинений, то следователи становятся теми самыми победителями, которых не судят. Судят тех, против кого добыты улики, даже если это сделано незаконным путем.
Для кого-то, возможно, будет открытием, что израильский суд принимает доказательства, полученные с применением незаконных методов. Нужно лишь, чтобы эти методы не ущемляли права обвиняемого на защиту. Именно поэтому процесс над Нетаниягу не будет отложен, несмотря на то что свидетели по его делу подвергались прослушке. Именно поэтому полицейские чины не боялись массово внедрять в телефоны граждан шпионскую программу. Да, в этом был определенный риск, но его перевешивала возможность получить ценную информацию и использовать ее в том или ином деле. А может быть, в полиции вообще не задумывались о правомочности тех или иных средств. Не случайно прослушивание обрело такой размах и продолжалось так долго. Журналисты уже несколько месяцев пишут об использовании полицией Pegasus, но реакция последовала только сейчас.
Здесь возникает много вопросов, и первый: почему столь вопиющее нарушение было выявлено так поздно? Почему свет на происходящее пролило лишь журналистское расследование, а в самих правоохранительных органах о нем молчали до последнего момента? Трудно поверить, что о прослушке не знал никто из действующих руководителей, а все грехи остаются на совести бывшего командования, как нас пытаются убедить. Если же здесь нет круговой поруки и покрывания своих (что маловероятно), то непонятно, чем поможет комиссия, кто понесет реальную ответственность и наказание за нарушение прав граждан. А может, наоборот, громкое расследование затеяно именно сейчас, чтобы полетели неугодные кому-то головы? Теперь уже ничто не кажется невозможным.
Но главное все-таки другое. Нет никакой уверенности, что правоохранительная система прямо сейчас не использует против нас какие-то другие незаконные методы наблюдения, слежки, прослушивания, подглядывания и прочего проникновения в частную жизнь, о которых мы не знаем и которые труднее выявить, чем злополучный Pegasus. Нет гарантии, что этого не случится в будущем, когда уляжется скандал и будут изобретены более совершенные шпионские программы. Да, какое-то время полицейские руководители будут вести себя осторожнее, но пока их внутреннее государство живет по своим законам, мы не перестанем чувствовать себя «под колпаком». Похоже, жителям Израиля, как простым гражданам, так и селебрити, просто следует иметь в виду, что их могут прослушивать и отслеживать в любую минуту, по закону и без, и с этим ничего нельзя поделать.
Автор//: Ира Коган