Сводки с фронта

Сводки с фронта

Воюющая армия должна регулярно отчитываться перед народом о своих успехах. На этом держится ее, армии, авторитет, страх врагов, мотивация военнослужащих, доверие населения и общее ощущение безопасности. Это ощущение укрепляют даже небольшие победы в так называемых боях местного значения, поэтому неудивительно, что нас постоянно о них информируют. Это правильно, это логично, и все же… 

В начали операции «Защитные мечи» мы не отрывались от новостей. Мы следили по карте за ходом наступления, смотрели вдохновляющие ролики пресс-службы ЦАХАЛа, и молились за наших солдат. Мы со дня на день ждали освобождения заложников и капитуляции ХАМАСа. Каждое сообщение о взятых в плен и ликвидированных боевиках, о взорванных тоннелях и захваченных арсеналах, казалось, приближало победу и конец войны.

И все это продолжается уже полгода. В последние пару месяцев к новостям стали добавляться заверения: мол, остался последний рывок, последние километры, последний и решительный бой, и террористическая группировка будет разгромлена. Террористическая группировка, между тем, продолжает выпускать ракеты по нашей территории, а ее главари надежно скрываются в своих туннелях и даже перемещаются по Газе. Все это мы тоже узнаем из новостей параллельно с именами успешно ликвидированных, но мало кому известных активистов. Похоже, никто не представлял себе численности и мощи хамасовской армии, раз эти ликвидации не сказываются на ее способности сопротивляться. Но если так, то стоит ли ими гордиться?

Не так давно появилась статистика, будто бы Израиль уничтожил около 70% военной силы ХАМАСа. Но что это значит конкретно? Осталось ли у террористов 30% от ста тысяч боевиков, ракет, единиц огнестрельного оружия - или от десяти тысяч? Для всех нас, и прежде всего для воюющих в Газе солдат, это принципиальная разница.

Не может быть никаких упреков в адрес нашей армии – на передовой ребята делают все возможное и невозможное, и они уже на пределе своих сил. У генералов, вероятно, есть стратегия и план действий – хочется на это надеяться. Мы не проигрываем войну, но и не побеждаем. Сегодня это очевидно всем. Так зачем продолжать твердить о близкой победе? Зачем обещать, что вот-вот, и все закончится, и одновременно предупреждать, что операция продлится еще два, три, четыре месяца, до весны, до лета, до осени – сроки все время сдвигаются… Все это напоминает советскую военную пропаганду в самые тяжелые времена, когда за пышными формулировками скрывали полную катастрофу на фронте.

Конечно, мы не отступаем и не бежим от врага. Но преувеличенно оптимистичные сводки заставляют людей подозревать, что ситуация хуже, чем на самом деле. Это мнение подкрепляется разочарованием и усталостью резервистов, многие из которых уже по второму и третьему разу идут в Газу и хотят знать, что мы там делаем; участившимися случаями дружественного огня – потому что и спустя полгода войны по-прежнему трудно разобрать, где свои, а где чужие.

В СССР новости военного времени подавались в такой форме, чтобы никто не смел усомниться в силе и мощи советской армии, которая, если не шла вперед, то отходила на заранее подготовленные позиции. Но даже там люди знали цену этой трескотне, потому что видели реальное положение в тылу и на фронте. Что уж говорить о современном Израиле, где все известно и прозрачно! И все-таки нам внушают, по сути, те же идеи: наше самое умное в мире правительство, наше выдающееся армейское руководство не может проиграть войну террористам. Мы уже почти победили, загнали бандитов в угол, заставили дрожать и прятаться под землей… После чего на Израиль обрушиваются новые ракеты (оказывается, они еще остались у ХАМАСа), и тут же следует торопливое объяснение – это последние ресурсы, которые враг спешит пустить в дело, чтобы не пропали.

Сколько еще будет этих «последних» ракет, обстрелов, засад, заминированных тоннелей и страшных слов «разрешено к публикации»… И ради чего нам морочат голову?

На самом деле, и в армии, и в правительстве давно поняли, что уничтожить ХАМАС военным путем не удастся. Для этого придется держать армию в Газе и вести военные действия еще пару лет как минимум. Но Биби не может сам прекратить войну, не рискуя своим креслом, – для него это будет позор и поражение, которых не простят ему ни сторонники, ни оппоненты. Операция будет продолжаться, пока ее не остановят какие-то внешние силы, предложив Израилю более или менее приемлемые условия, позволяющие правительству сохранить хорошую мину. До тех пор ЦАХАЛ старается нанести инфраструктуре террора максимальный ущерб, хотя по-прежнему остается вопрос – какова цена?.. Судьба заложников будет решаться путем переговоров, уже после прекращения огня, если не случится чудо.

Ну а пока ничего этого не произошло, нас кормят обнадеживающими новостями из Газы, как когда-то кормили заверениями о том, что ХАМАС не собирается нападать. Все идет к тому, что Израилю предстоит искать виновных не только в трагедии 7 октября, но и в трагических ошибках войны.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK