Суббота для всех и все для субботы

Отношения между государством и религией в Израиле формулируются как статус-кво, в основе которого лежит соблюдение шабата. Так утвердили его отнюдь не религиозные отцы-основатели.

Безусловный запрет на работу в субботу касается только государственных учреждений. Частные и публичные компании могут получить разрешение работать в шабат. Выдает эти разрешения министерство экономики, и его получение часто зависит от того, какая партия его контролирует.

Работа общественного транспорта, хоть и принадлежит кооперативам, стоит особняком. Разрешить ее можно только законодательно, и до сих пор все попытки провести это решение проваливались. Только в Хайфе и в Тель-Авиве в субботу ограниченно ходят автобусы.

Шабат – самое болезненное открытие для нерелигиозных репатриантов. К закрытым магазинам еще можно было приспособиться. Но отсутствие общественного транспорта ударило по самым бедным и неимущим, кто не мог купить машину или платить за такси. Сколько одиноких пенсионеров с ужасом ждали наступления Святого дня, когда они будут заперты в четырех стенах! Сколько родителей-одиночек проводили унылые выходные с ребенком на раскаленной, до смерти надоевшей детской площадке у дома – в двадцати минутах езды от моря, парка, кинотеатра…

С другой стороны, запрет на движение автобусов в шабат породил огромный спрос на частные автомобили. Неудивительно, что по утрам и вечерам наша маленькая страна встает в бесконечную пробку. В сущности, самой выигравшей стороной здесь оказались экспортеры автомобилей, владельцы автозаправок, ремонтных мастерских, магазинов запчастей. Депутаты, поднимавшие вопрос о субботнем транспорте, указывали на несомненную пользу для экологии от сокращения дорожного движения, но и это не помогло.

Совсем недавно субботние запреты обрушились на футбольные матчи, которые десятки лет проводились в выходные. Теперь, по решению суда, они должны заканчиваться в пятницу, за час до наступления шабата, и начинаться через час после его исхода, так что еврейские спортсмены смогут воспользоваться своим правом на отдых в субботний день. Тренеры предупреждают, что эти ограничения неизбежно скажутся на результатах, но тут уж приходится выбирать – суббота или спортивные достижения.

У тех, кто требует повсеместного соблюдения субботы, есть два аргумента. Первый – чисто религиозный. Верующие люди видят в нарушении шабата реальную опасность для всего еврейского народа, поэтому разговоры о правах светского населения здесь бесполезны. По убеждению многих раввинов, статус кво в отношении субботы – единственный способ сохранить еврейский характер государства Израиль в условиях, когда тысячи неевреев прибывают сюда по Закону о Возвращении. Что касается бытовых неудобств, которые испытывают люди из-за неработающего транспорта, то они несопоставимы со значимостью Святой субботы.

Другой аргумент строится на защите прав трудящихся. Мол, если разрешить в шабат автобусы, торговлю и развлечения, все работники Израиля, в том числе и религиозные, останутся без выходного дня и люди вообще перестанут отдыхать. Однако эта проблема легко решается в других странах с помощью скользящего графика. Кроме того, как выяснилось недавно, до сих пор в нашей стране победившего статус кво только религиозные люди могли отказаться работать по субботам там, где это допускается. Светского за такой отказ могли и уволить. Лишь на днях был принят «исторический» закон, разрешающий гражданам любого вероисповедания не работать в субботу, и теперь – наконец-то! - «суббота принадлежит всем в равной степени».

Те, кто добивается ужесточения правил для открытия магазинов по субботам, тоже объявляют себя борцами за социальную справедливость и права работников. На самом же деле они лоббируют интересы религиозных бизнесов, которые проигрывают конкуренцию тем, кто торгует в выходной. Хотя, если подумать, - разве бытовое неудобство от потери прибыли сравнимо со Святостью субботы?

Одно из компромиссных решений проблемы – введение еще одного, светского, выходного. На этой неделе межминистерская законодательная комиссия утвердила к предварительному чтению соответствующий законопроект депутат Кнессета Эли Коэна («Кулану»). Правда, свободное воскресенье будет подарено нам всего шесть раз за год, но и это выглядит большим достижением. Ожидается, что эти шесть дней в году улучшат качество жизни израильтян и укрепят экономику страны за счет увеличения частного потребления. И так постепенно мы, возможно, догоним развитые страны, где люди давно уже отдыхают полных два дня неделю при работающих магазинах и действующем транспорте.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK