Сначала государство, потом границы
Дональд Трамп не оставляет попыток решить палестино-израильскую проблему. На этой неделе в Израиль прибыл его спецпредставитель на Ближнем Востоке Джейсон Гринблатт. В ходе визита обсуждаются темы, затронутые в беседах Трампа с израильским премьером Нетаниягу и председателем ПНА Аббасом в Нью-Йорке. Речь идет о новом американском плане, ради которого израильское правительство отложило утверждение проектов нового строительства в Иудее и Самарии и который поддерживают также Египет, Иордания и Саудовская Аравия.
Единственное условие для начала переговоров – соглашение о сотрудничестве ФАТХа и ХАМАСа и создание правительства национального единства. Далее палестинцам будет предложено создать независимое государство, пока без обозначения границ. В его основу лягут так называемые зоны А и Б, которые сейчас находятся под контролем палестинской администрации.
Следующий шаг – судьба Газы и распространение на нее палестинского суверенитета. В этих переговорах примут участие также США, Иордания и Египет.
И только в конце придет очередь самых спорных вопросов, начиная со статуса Восточного Иерусалима и кончая поселениями и палестинскими беженцами.
Пока не понятно, будут ли эти шаги поэтапно проводиться в жизнь или такая последовательность касается только обсуждения - тогда палестинская сторона может в любой момент «отыграть назад». Но на самом деле палестинцам дается уникальный шанс: вы хотели иметь государство – получите. В свое время Израиль воспользовался подобным шансом, даже не дожидаясь его окончательного утверждения и получив гораздо меньшую территорию, чем рассчитывал.
Даже ХАМАС согласен не только примириться с ФАТХом, но и уступить Рамалле контроль над сектором Газа. Для этого будет распущено теневое правительство Газы, на чем изначально настаивал Аббас, и проведены новые выборы. Посредником в межпалестинском урегулировании готов выступить Каир.
ХАМАС пошел на попятный не только потому, что растерял всех своих спонсоров. Гуманитарная катастрофа в Газе привела к падению его популярности и росту симпатий к еще более радикальным исламистам – салафитам, ассоциирующим себя с Исламским государством. В результате Газа стала для ХАМАСа ненужным балластом, и он не прочь перекинуть ответственность за нее на Абу Мазена. Когда ситуация при участии международного сообщества выправится, активисты движения смогут вернуть власть с помощью выборов, а возможно, негласный контроль ХАМАСа над сектором сохранится и так.
Выгоден ли Израилю переход Газы под крыло Аббаса? Да, если это поможет сдержать радикальные настроения и не даст вырасти у наших границ новой ячейке ИГИЛ. Вопрос, сможет ли Абу Мазен гарантировать безопасность еврейского государства. С этой задачей куда лучше справился бы Мухаммед Дахлан, но вряд ли ФАТХ разрешит ему вернуться в Газу.
Для Израиля сейчас складывается выгодная ситуация, поскольку арабские страны заинтересованы в дружбе с нами больше, чем в решении палестинского вопроса. Этот вопрос, бывший много лет краеугольным камнем региональной политики, теперь становится лишь частью, причем не самой важной, общего процесса ближневосточного урегулирования. Израиль стоит на пороге признания арабским миром и, казалось бы, может сам выставлять условия палестинской стороне…
Однако картина не так радужна, как рисуют ее иные политологи. Да, многие хотят дружить с еврейским государством, но не любой ценой. Не стоит надеяться, что от нас больше не потребуют болезненных уступок, пусть они и не прописаны в изначальном сценарии американской инициативы. Ни для кого не секрет, что Израиль тоже заинтересован в создании региональной антииранской коалиции и готов ради этого пойти на определенные жертвы. Не исключено, что Нетаниягу, в своем вечном страхе перед Ираном, втянет нас в сомнительную сделку…
Но скорее всего, до этого не дойдет. Переговоры, как и десятки раз в прошлом, будут сорваны палестинскими «партнерами». В Рамалле уже заявляют, что Аббас совсем не в курсе новой американской инициативы. Его показательным шагом стала недавняя подача в Международный уголовный суд иска против Израиля, который якобы проводит политику апартеида и преследования палестинцев в Восточном Иерусалиме, Иудее и Самарии. Впредь лидеры ПНА надеются получить возможность преследовать израильских политиков и военных через Интерпол.
Как давно известно, палестинским лидерам не нужно государство; им нужен имидж угнетенных и оккупированных и сопровождающая его материальная и моральная поддержка международного сообщества. И арабские страны, как показал августовский саммит министров иностранных дел Египта, Иордании и ПНА в Каире, готовы отодвинуть вопрос об Иерусалиме, границах 1967 года и беженцах на второй план, но не снять их с повестки.