Сколько стоит арабская дружба?
На днях Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) объявил Хизбаллу террористической организацией. Его примеру последовали главы МВД других арабских стран региона, за исключением Ирака и Сирии.
В Совет входят Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные арабские эмираты, Оман и Саудовская Аравия. Ведутся переговоры о вступлении в него Йемена, Иордании и Марокко. Хизбалла признана террористической организацией в Канаде, США, Израиле и Египте и с оговорками (за исключением политического крыла) в Евросоюзе, Австралии и Великобритании. Россия отказалась от такого шага, мотивируя это тем, что Партия Аллаха не осуществляла атак на ее территории.
У арабских стран немало причин ненавидеть Хизбаллу и ее иранских покровителей. С помощью агентов Хизбаллы Иран "раскачивает" ситуацию в странах с шиитским населением, поддерживает йеменских хуситов, устраивает теракты и вербует местную молодежь в ряды экстремистов.
Многие эксперты считают, что внесение Хизбаллы в список запрещенных террористических организаций означает скорое вступление Саудовской армии в сирийский конфликт. Эр-Рияд не скрывает, что стремится к свержению режима Асада, чтобы ослабить влияние Ирана.
Лидеры Хизбаллы и Тегерана тут же заявили, что их главная цель – борьба с "сионистским врагом" за права мусульманских народов. В адрес стран ССАГПЗ прозвучали обвинения в заговоре "в интересах Израиля". Клеймо "союзников сионистов" должно было припугнуть суннитских монархов и взбудоражить арабскую улицу, однако реакции на эти выпады не последовало. Зато на них отреагировали депутаты Кнессета от партий БАЛАД и Хадаш. Практически дословно повторив слова шейха Насраллы и его спонсоров, они выразили беспокойство тем, что решение ССАГПЗ "может послужить интересам Израиля". Правительству пора всерьез задуматься, место ли в Кнессете тем, кто не признает интересов еврейского государства.
Что же означает для нас резолюция ССАГПЗ? Вынужденный шаг к союзу против общего врага или зарождение новой ближневосточной реальности?
Возможно, желание Эр-Рияда ввести войска в Сирию так велико, что монархия готова проглотить обвинение в пособничестве "сионистам". Ненависть к Хизбалле и Ирану у суннитов в данный момент намного сильнее, чем традиционная враждебность к Израилю. Помимо всего прочего, Израиль – единственное государство в регионе, способное вступить в прямое противоборство с Ираном. Для Саудовской Аравии было бы оптимальным вариантом расправиться с ИРИ чужими руками.
Еще более реально стравить Израиль и Хизбаллу, чтобы добиться полного уничтожения группировки. Кстати, загнанная в угол в Сирии Партия Аллаха вполне может напасть на Израиль и даже попытаться вести войну на его территории. Но скорее всего боевые действия будут, как обычно, идти в Ливане, что тоже вполне устраивает саудитов. Между двумя странами произошло резкое охлаждение после отказа Бейрута поддержать борьбу против Ирана в Сирии. Эр-Рияд недавно заморозил военную помощь ливанской армии и силам безопасности; проиранские источники объясняют это планами Израиля напасть на Ливан при косвенной поддержке Саудовской Аравии.
Нет сомнений, что перевод стрелок на Израиль способен повлиять на радикальные элементы в арабских странах и вызвать как всплеск агрессии против Израиля, так и недовольство своими правительствами. Прежде суннитские государства избегали сближения с Израиля не в последнюю очередь опасаясь быть непонятыми своим населением. Однако сейчас этот фактор уже не принимается в расчет. Так неужели для Израиля пришло время признания арабским миром? Король Бахрейна заявляет, что установление дипломатических отношений с Иерусалимом – вопрос времени. Наш посол в Каире уверен, что Египет больше никогда не будет нашим врагом. Замминистра Аюб Кара рассчитывает, что 34 суннитских государства готовы воевать на нашей стороне против Ирана. Международные аналитики согласны, что сегодня ни одна арабская страна не желает уничтожения Израиля – по крайней мере, пока существует Иран со своими планами построения "шиитского полумесяца".
У суннитских стран и Израиля есть и другие общие интересы. Так же, как и мы, они нуждаются в стабильности и сохранении границ, опасаются политических потрясений и не хотят усиления радикальных исламистов в регионе. Поэтому сотрудничество между нами и арабским миром вполне возможно. Вот только Израилю придется заплатить за него определенную цену.
Протягивая нам руку, суннитские страны неминуемо поставят целый ряд условий, связанных с палестинской проблемой, которая за много лет стала объединяющим фактором мусульманского мира. Среди этих условий непременно будет проблема палестинских беженцев, статус Иерусалима и Храмовой горы, границы 1967 года… Стоит ли арабская дружба таких уступок?