Сирия: фактор непредсказуемости

Сирия: фактор непредсказуемости

Мало кто всерьез рассчитывает, что достигнутое на Женевских переговорах перемирие в Сирии продлится долго, а уж в Израиле тем более в это не верят. Здесь слишком хорошо знают, что нельзя говорить о перемирии если не все готовы его соблюдать или, по меньшей мере, если нет силы, способной его контролировать.
В Женеве представители Москвы и Вашингтона договорились о том, что, если режим прекращения огня продержится четверо суток, то Россия и США начнут создавать совместный центр для подготовки переговоров между всеми участниками противостояния. Целью этих переговоров будет формирование переходного правительства.
В этом плане так много промежуточных этапов, что, очевидно, даже его авторы сомневаются в возможности довести его до конца. Некоторые эксперты считают, что вся история с перемирием – лишь дымовая завеса, которая дает Асаду передышку и возможность перегруппировать свои войска.
За пять лет с лишним по сирийскому конфликту было выдвинуто 17 бесполезных мирных инициатив. Попытки в этом направлении продолжаются лишь потому, что международное сообщество не готово признать военное решение единственно возможным.
Если раньше в Израиле принято было считать, что старый знакомый враг Асад предпочтительнее новых, то сейчас это уже не играет никакой роли. Даже если Асад формально сохранит власть, он не сможет контролировать всю территорию страны. Все чаще раздаются голоса о том, что оптимальным вариантом было бы разделение Сирии на несколько анклавов. Для Израиля этот вариант представляется ночным кошмаром, поскольку в этом случае сирийская часть Голанских высот, скорее всего, отойдет под контроль Хизбаллы и Ирана.
Как указывают многие военные эксперты, Хизбалла стала еще опаснее для еврейского государства. Включившись в сирийский конфликт, Партия Аллаха приобрела опыт участия масштабных боевых действий на большой территории и уже готовится использовать против Израиля. На границе еврейского государства концентрируются крупные силы с новыми, более совершенными видами вооружений.
Вряд ли боевики смогут воевать на два фронта. Но длительное перемирие развяжет им руки и позволит повернуть оружие против Израиля. Среди обозревателей даже есть мнение, что Иран так настойчиво вмешивается в сирийские события, для того чтобы потом ударить по Израилю с территории сопредельного государства руками шиитской группировки.

В этой ситуации Израиль остается с врагом один на один. Единственный фактор, который способен более или менее сдерживать хотя бы про-Асадовскую коалицию – Россия. Даже если в Москве поймут, что в интересах всего региона предотвратить войну против Израиля, вряд ли у российских дипломатов хватит ресурсов для воздействия на шиитскую группировку. Считается, что Москва – союзник Ирана, но цену этому союзу мы уже видели, когда Тегеран в одночасье отказал российским ВВС в праве использовать свой аэродром в Хамадим.

При самом оптимальном раскладе за сдерживание шиитских группировок на своей границе от Израиля потребуют дорогую цену. Путин, как и многие мировые лидеры до него, уже понял, что ореол миротворца гораздо легче заслужить, не сражаясь с дикими бандами исламистов, а усаживая цивилизованный Израиль за стол переговоров и вынуждая его идти на уступки палестинцам. Уже запланирована встреча Нетаниягу и Аббаса в Москве, дело только за точными датами.

Кроме того, в Сирии и после заключения перемирия останется множество других, никому не подчиняющихся и ни с кем не считающихся бандитов, чья единственная профессия – война. Поодиночке они не осмелятся атаковать Израиль, но объединившись и при помощи ракет Хизбаллы – вполне возможно.

С другой стороны, у всех стран, замешанных в конфликте, включая Россию, Иран, Турцию и США, есть в Сирии свои, часто противоположные интересы. Чем больше среди них противоречий, тем меньше вероятности, что сирийский узел удастся разрешить в ближайшее время даже с помощью временных перемирий. И пока идет война, террористам в Сирии будет не до Израиля.

Но и продолжение военных действий несет в себе большую опасность. Все больше «шальных» снарядов залетает с сирийской территории, и рано или поздно Израиль будет вынужден всерьез ответить на эти провокации.

Таким образом, выгодного для Израиля решения сирийского конфликта, на первый взгляд, просто не существует. Однако на недавней встрече с журналистам председатель парламентской комиссии по иностранным делам и обороне Ави Дихтер отметил один важный фактор. Сирийские события характеризуются крайне высокой непредсказуемостью. Ни одна разведка, включая израильскую, не смогла заранее спрогнозировать то, что происходит там сейчас. По всем признакам, сейчас тем более трудно понять, как повернется ситуация. Но возможно, она окажется не такой плохой для Израиля.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK