Путь ненависти
Всем знакома популярная фраза о том, что вместо войны будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется. Нечто подобное происходило на мероприятиях, посвященных памяти Ицхака Рабина, убитого Игалем Амиром в 1995 году. Политики так агрессивно призывали друг друга к терпимости, отказу от подстрекательства и соблюдению демократии, что едва не пошли врукопашную. Даже из рядов правительства единства, где все «уважают друг друга и считаются с чужим мнением», прозвучали резкие нападки на оппонентов. Так, после умиротворяющей речи премьера Беннета его ближайший партнер Яир Лапид назвал представителей «Ционут датит» идеологическими наследниками Амира, которые пытались уничтожить демократию.
И правые, и левые деятели в эти дни упрекают друг друга в нагнетании эскалации и оскорбительных выпадах; в том, что из событий 1995 года так и не сделано выводов. Подразумевается, что сами говорящие эти выводы сделали, и только их идейные противники по-прежнему сеют раздоры и раскалывают страну. Одним словом, 26-ая годовщина смерти Рабина стала очередным поводом для обмена нападками и сведения счетов в правящей верхушке.
Все это совсем не удивляет. Действительно, с момента убийства Рабина и за все прошедшие годы не было сделано никаких серьезных попыток извлечь из этого события те уроки, о которых так убедительно говорят политики. Похоже, страна просто испугалась тех открытий, которые могут появиться в результате этого анализа, и боится до сих пор, поэтому все ограничивается громкими лозунгами и общими словами.
Заставшие то время помнят не только истеричные покаяния многих правых деятелей, но и десятки доносов (в буквальном смысле!) от простых граждан - на тех, кто недостаточно скорбел по убитому вождю. Шокированное общество вместо осмысления произошедшего бросилось лихорадочно искать внутренних врагов, по сути повторяя тот же путь ненависти, который 26 лет назад привел Игаля Амира на площадь Царей.
Характерно, что именно Амир, а не какой-то террорист с кровью десятков израильтян на руках, стал в Израиле заключенным номер один, получив самое суровое наказание без надежды на помилование и обменную сделку. Ни один из президентов не осмелится его амнистировать. Такое впечатление, что Амира боятся больше, чем убийц из ХАМАСа, хотя очевидно, что будь он на свободе, он бы больше никого не убил. Этот страх порожден тем, что народ Израиля видит в убийце Рабина свое отражение - искаженное, как в кривом зеркале, но в целом схожее с оригиналом.
Сегодня многие говорят, что наше время напоминает 90-е годы накануне тех трагических событий. В какой-то степени оно даже хуже, потому что тогда абсолютное большинство населения не думало, что оскорбления и проклятия могут привести к выстрелам. Сейчас мы уже знаем, что это возможно, знаем уже 26 лет, но это знание нас ничему не научило.
На самом деле, прошедшие 26 лет не так уж сильно отличались от того, что происходит сейчас. Просто это были времена более благополучные и сытые либо, наоборот, слишком тяжелые и опасные, когда не до внутренних разборок. Всем известно, что внешняя угроза всегда заставляет еврейский народ сплотиться и забыть о собственных разногласиях. В последние же два года совпало слишком многое: рост преступности, обострение социальных противоречий и, конечно же, «корона» и локдаун, массовая безработица, экономический кризис, ограничение передвижения и отсутствие внешнего врага. Сработал эффект коммунальной кухни – в стесненных условиях на поверхность выходит все худшее, что есть в людях. В нашем случае это оказалось именно то, что увидел народ в «кривом зеркале» Игаля Амира: ненависть к ближнему своему.
Политики, несущие ответственность за благо страны и народа, могли бы изменить ситуацию, если бы поставили себе такую задачу. В трудные моменты от мудрого руководства зависит очень многое. Но они даже не замечали, что происходит, поскольку были заняты своими разборками и борьбой за власть. Кое-кто даже использовал в этой борьбе общественные противоречия и натравливал людей друг на друга, подливая масла в огонь национальной разобщенности. И хотя всем уже известно, что политические разногласия могут закончиться кровью, никто из стоящих у руля ни сейчас, ни раньше не сделал ничего, чтобы это предотвратить.
В итоге мы имеем то, что имеем: криминальные войны, столкновения между арабами и евреями, поджоги ресторанов и театров, разгул подстрекательства в социальных сетях, пикировка между сторонниками и противниками вакцинации и, разумеется, политические склоки, которыми наши лидеры занимаются уже открыто, на глазах у общества. Нет никаких признаков того, что что-то может изменится. Тем временем, людей, которые не верят власти и не ждут от нее ничего хорошего, сегодня во много раз больше, чем 26 лет назад, причем во всех прослойках населениях. К счастью, пока это не привело к кровопролитию. Если же, не дай Бог, что-то подобное повторится, мы ужаснемся снова, но уже не удивимся.
Автор//: Ира Коган