Путь на Ближний Восток через Палестину
Визит Абу Мазена в Москву не вызвал особого интереса израильских СМИ. В это время произошло куда более серьезное событие - Россия утвердила поставки систем С-300 Ирану. Собственно, ничего нового в самом факте этой поездки не было. Понятно, что Аббас охотно бежит всюду, куда его зовут, а для России в ее нынешнем положении, близком к международной изоляции, «ни одна блоха не плоха».
В Москве Аббаса принимают как президента хоть и частично признанного, но все же государства. Орден Славы и Чести первой степени - вторая по старшинству награда русской православной церкви -вручен палестинскому лидеру «во внимание к вкладу в развитие отношений между РПЦ и государством Палестина». Кроме того, каждая поездка «президента» Аббаса– это повод выступить перед местными медиа и вылить ушат помоев на Израиль. Из интервью, которые дают российским журналистам сам Абу Мазен и посол Палестины в РФ Файед Мустафа, очевидно, что израильская оккупация виновна даже в коррупции палестинских чиновников. Об Израиле как партнере нет и речи; это государство-оккупант, которое заслуживает самых строгих санкций со стороны международного сообщества. Положим, российские руководители знают цену таким заявлениям, но подобные материалы формируют отношение россиян к Израилю.
В конце прошлого года Аббас приезжал в Россию накануне голосования по признанию палестинской государственности в Совбезе ООН. Было заранее ясно, что Россия проголосует «за», однако палестинцы надеялись, что Кремль сумеет убедить Белый дом отказаться от вето. Надежды не оправдались, но Абу Мазен продолжает называть Россию лучшим другом Палестины, отношения с которым не менее важны, чем с США, ЕС и ООН.
Аббас изначально был настроен на сближение с Москвой, не случайно после избрания главой ООП и ПНА он совершил свой первый визит именно в РФ. России же Аббас и его люди нужны были как мелкий козырь в политическом противостоянии с Западом. Сейчас, когда это противостояние усилилось, значение Палестины для Москвы выросло, но незначительно. Россия могла бы попытаться использовать охлаждение между Израилем и США и возглавить миротворческий процесс, поскольку она пользовалась доверием обеих сторон.
Однако Путин предпочел поддержать Иран, подписав указ о снятии запрета на поставки в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300 в тот же день, когда он принимал Аббаса. Эти шаги плюс активное лоббирование сделки с Ираном, по-видимому, означают, что Москва намеренно вербует себе сторонников среди изгоев цивилизованного мира и Израиль в число этих сторонников не входит. Сегодня многие израильские аналитики сетуют, что не стоило в угоду Москве отказываться от поставок вооружений в Грузию в 2008 году и от поддержки Украины. Израильские министры решили не присутствовать в параде Победы 9 мая в России; зато приглашение с радостью принял Абу Мазен.
Однако палестинцы напрасно считают, что их роль в отношениях с Россией принципиально изменилась. Скорее всего, Путин использует палестинский вопрос как фактор преодоления недоверия, возникшего между Кремлем и ЛАГ из-за Ирана. Символическое «поглаживание» Палестины всегда благосклонно принимается арабскими странами, хотя сейчас у них есть более насущные проблемы.
Интересен и экономический аспект. Заранее было известно, что визит Аббаса коснется торговых и экономических связей. Объем торговли между Россией и ПА составляет около миллиона долларов в год, что для РФ – капля в море. Но для Аббаса наличие торговых соглашений с Россией стало поводом заявить на весь мир о необходимости аннулировать Парижский протокол. Этот документ, подписанный в 1994 году, регулирует экономические отношения ПА и Израиля. Сегодня Аббас уверяет, что «унизительный» протокол должен был отменен, чтобы позволить палестинцам торговать с другими странами – в первую очередь с Россией. Это выпад в адрес Израиля (даром что палестинские представители сами подписывали документ), а также попытка вовлечь Россию в экономическое давление на Иерусалим.
Наконец, очень важный момент – разработка нефтяных месторождений, которые предположительно существуют на территории автономии. В марте прошлого года власти ПА объявили тендер на проведение нефтеразведки на Западном берегу. Администрация Аббаса не скрывает своей заинтересованности в российских инвесторах – не только ради их денег, но и для защиты спорных в территориальном плане месторождений от претензий Израиля. Палестинский посол в Москве заранее обвинил Иерусалим в намерении «воровать у нас нефть и газ». Для российских компаний, которые одновременно собираются искать нефть и газ в Сирии, это не только относительно дешевые инвестиции, но и возможность проложить для своей страны путь к влиянию на Ближний Восток.