Призрак палестинского государства
Администрация США, Саудовская Аравия и другие влиятельные страны арабского мира, чиновники и политики палестинской администрации на Западном берегу, арабские депутаты Кнессета, израильские левые – все они сегодня выступают за создание суверенного Палестинского государства. Идея, почти похороненная за годы правления ХАМАСа в Газе и разгула террора в Иудее и Самарии вдруг возродилась, подобно ожившему чудовищу Франкенштейна, и начала стремительно завоевывать общественное мнение.
Почему это происходит сейчас, после резни 7 октября, когда ХАМАС показал свое звериное лицо, а палестинская улица радостно приняла его сторону? Неужели мир ничему не научился и не вынес никакого урока из этой трагедии?
Если говорить о тех, кто искренне заблуждается по поводу «двух государств», то они исходят из ошибочной посылки о палестинском будущем «после ХАМАСа». На самом деле, никакого «после» не будет - ХАМАС никуда не денется ни из Газы, ни с Западного берега; в лучшем для нас случае он уйдет в подполье, но однажды вернется, чтобы снова захватить власть в свои руки. С одной стороны - недобитый ХАМАС, с другой – не владеющий ситуацией, старый и больной Абу Мазен. Кто из них должен возглавить палестинское государство, которое якобы не будет представлять угрозу для соседей? Как известно, у Аббаса нет преемника, да и во всей палестинской верхушке не найдется никого, способного контролировать автономию и тем более Газу. Бывший глава ШАБАКа Ами Аялон даже предлагает выпустить из тюрьмы кровавого убийцу Баргути как наиболее авторитетного палестинского политика и вести с ним переговоры. Почему бы не с самим Синуаром?
Не стоит удивляться отсутствию логики и здравого смысла у сторонников двух государств. Как всегда, здесь на первом месте стоят интересы и лишь потом – идеология. Интерес арабских государств состоит в том, чтобы не брать на себя ответственность за Газу. Нет, им не жалко денег на восстановление городов, которые будут разрушены следующей войной. Как раз они были бы рады откупиться деньгами. Но один из вариантов послевоенного решения для сектора предполагает передачу его под частичный контроль арабских государств. Разумеется, ни Саудовская Аравия, ни ОАЭ не хотят влезать в это болото. Вот почему палестинский суверенитет стал условием для столь нужного Израилю сближения с Эр-Риядом.
Интерес Белого дома тоже понятен. Байден и его команда все больше подвергаются критике за поддержку Израиля. Если президенту удастся добиться прогресса на пути создания государства Палестина, он не только отыграет обратно потерянные очки, но и получит шанс обойти на выборах своего соперника Трампа. Правда, надежды на такое развитие событий мало, но Байден, Блинкен и прочие по крайней мере могут записать себе в плюс, что они давили на Израиль, продвигая это решение.
Что касается внутренней израильской политики, то здесь идет старая, хорошо знакомая нам игра, своего рода отражение палестинской игры. В автономии все как один вслух мечтают о своем государстве, но в реальности никто никогда на него не соглашается. От предложенного суверенитета отказывались в свое время и Арафат, и Аббас: этот суверенитет всегда был для палестинских лидеров недостаточно полным, недостаточно обеспеченным и так далее - разумеется, по вине Израиля. Так называемые умеренные лидеры боятся самостоятельно управлять нищей и бандитской Палестиной, а радикалы откровенно заявляют, что их устроит только государство «от реки до моря», и никаких евреев.
Израильские политики в вопросе двух государств занимают позицию согласно своей партийной принадлежности и тех же личных интересов. Нетаниягу громко высказывается против палестинского суверенитета, потому что в глазах своего электората он должен выглядеть непреодолимым заслоном на пути плана «двух государств», который несет опасность для Израиля. Возникшая дискуссия вокруг палестинского государства – его выигрышный билет и спасательный круг, главный и, возможно, единственный фактор, который поможет ему сохранить пошатнувшуюся власть. Его противники на левом фланге готовятся к предвыборной битве, обвиняя премьера в жажде крови и войны. Центристы пока отмалчиваются, не вполне понимая, кто их избиратель и что он думает о вернувшемся к жизни призраке палестинского государства.
Как ни странно, у этого зомби в Израиле немало сторонников, причем не только в левом лагере. По большей части эти люди не анализируют ситуацию и не ищут аргументов. Ими движет надежда: а вдруг это сработает? Мы уже столько всего перепробовали, но не добились ни мира, ни безопасности. Может быть, дать палестинцам свое государство, отгородиться от них высокой стеной, и тогда они успокоятся хотя бы на время? И хотя заранее ясно, что отгородиться не получится и покоя не будет, после 7 октября и почти четырех месяцев войны людям хочется верить, что мирная жизнь все же возможна.
Автор//: Ира Коган