Принуждение к субботе

Принуждение к субботе

Законопроект Мики Зоара (Ликуд) о запрете на торговлю в субботу пока отложен, но его дальнейшая судьба станет показателем того, куда движется израильское общество. Как известно, речь о том, чтобы запретить работать в шабат всем торговым предприятиям, кроме получивших специальное разрешение от министерства экономики. Из договоров об аренде в обязательном порядке изымается пункт, обязующий торговую точку работать по субботам. Третий важный момент – наказание шекелем: предприниматели, работающие в шабат, будут облагаться купными штрафами, а их конкуренты смогут подавать на них в суд и требовать компенсаций за причиненный ущерб. Законопроект пока не распространяется на заправочные станции и рестораны.

Закон уже был одобрен межминистерской комиссией, а его обсуждение в Кнессете отложено по личной просьбе премьер-министра, который хочет достичь компромисса в коалиции по этому вопросу. Но сделать это будет непросто. Даже в самом Ликуде есть ярые противники законопроекта, а среди оппозиции – его сторонники. НДИ уже призвала русскоязычных депутатов голосовать против закона, ущемляющего интересы репатриантов, а партия Кулану требует сначала обсудить его на форуме глав коалиционных фракций. В целом «закон о субботе» разделил пополам не только парламентариев, но и весь Израиль.

Мики Зоар уверен, что его законопроект защитит мелких предпринимателей, которые вынуждены работать без отдыха, чтобы выдержать конкуренцию с крупными торговыми сетями. Поддерживают закон и защитники прав трудящихся, выступающие против использования труда наемных работников в выходной день. Многие сторонники одобряют «социальный» характер закона – ведь он позволит людям проводить больше времени с семьей и близкими.

Что касается критики, то автор законопроекта считает, что она исходит от условной «партии Тель-Авива», который, по словам Зоара, «живет, как отдельное государство», отрицающее еврейский характер Израиля.

В этих последних словах – суть проблемы. Речь идет, по большому счету, о характере государства и о том, насколько по-разному понимают его разные люди, живущие в нем.

Главное обвинение против законопроекта – усиление религиозного диктата, превращение Израиля в государство Галахи. Характерно, что подобная инициатива исходит не от ультраортодоксальных партий, а от Ликуда. Прежде Нетаниягу позиционировал себя как сторонник либеральной экономики; его поддержка ограничений и запретов говорит о том, что он готов принести в жертву свои убеждения ради сохранения коалиции, опирающейся на ультраортодоксов.

Впрочем, Ликуд исторически считается партией мелких лавочников и в нем немало религиозных людей. Так что ничего удивительного, что один из активистов решил пролоббировать интересы малого бизнеса, а заодно совершить богоугодное дело. При этом происходит недопустимая на свободном рынке вещь - дискриминация потребителей, в первую очередь работающих, тех, кто не успевает сделать покупки в течение недели. Кроме того, владельцев мелких бизнесов лишают возможности заработать в выходные, когда оборот торговли выше и прибыль больше.

Защитники «принуждения к субботе» упоминают закрытые по воскресеньям магазины во многих странах Европы. Действительно, в некоторых странах действует «закон о выходном дне», пролоббированный церковью и провозглашающий своей целью заботу о людях. Но такие законы все чаще вызывают протесты светского населения и понемногу отменяются. Например, в Польше попытки запретить торговлю по воскресеньям вызвали резкие возражения экономистов. Суть их такова: во-первых, нельзя вводить ограничения во время экономического кризиса, во-вторых, в этом случае потеряют работу десятки тысяч людей, прежде всего предпенсионного возраста, у которых нет другой возможности трудоустройства. Эти аргументы актуальны и у нас в Израиле, где существуют не меньшие проблемы экономики и безработицы.

Те, кто ставит в пример Европу, забывают упомянуть, что в выходные и праздничные дни там ходит общественные транспорт. У нас же человек, не имеющий своего автомобиля и лишних денег на такси, не может в субботу ни отдохнуть на природе, ни навестить друзей и родственников. Для многих одиноких людей сделать покупки в соседней лавочке и поболтать с ее хозяином – единственная доступная форма социализации. Если лишить их и этого, то останется один маршрут – до ближайшей синагоги.

Этого, по-видимому, и добиваются авторы закона. Заботясь о нашем отдыхе, они на самом деле диктуют, как мы должны отдыхать. Никто не может гарантировать, что вслед за магазинами в субботу не закроются рестораны, музеи, кинотеатры, парки аттракционов, стадионы и так далее. От этого жителя Израиля не станут более правоверными и соблюдающими. Наоборот – неприятие иудаизма и субботы только вырастет, как увеличится и без того глубокая пропасть между светским и религиозным населением.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK