Предупреждения вместо фактов

Предупреждения вместо фактов

17 января США опубликовали подробности временного соглашения с Ираном, а 20 января оно вступило в силу. Соглашение рассчитано на шесть месяцев и предусматривает замораживание значительной части иранской ядерной программы. В ответ международное сообщество частично отменит наложенные на ИРИ экономические санкции.
Иран обязуется в первую очередь остановить работы по обогащению урана до 20% и избавиться от уже обогащенного ядерного сырья. За три месяца его количество должно сократиться вдвое. Кроме того, предусматривается сократить 5-процентное обогащение урана. Ограничено строительство новых центрифуг и заводов для обогащения урана, прекращаются исследования в этой области. Реактор на тяжелой воде в Араке не будет введен в строй. Кроме того, Иран не имеет права открывать предприятия по переработке использованного материала, из которого можно получать плутоний.

Взамен – если МАГАТЭ подтвердит выполнение Тегераном всех условий – будут отменены санкции против экспорта иранской нефти и ограничения на поставки товаров для транспортной сферы, разморожены 4,2 миллиарда долларов на иранских счетах. Эти послабления будут осуществляться постепенно на фоне постоянных проверок выполнения Ираном своих обязательств.

Иран уже объявил о прекращении 20-процентного обогащенного урана. Инспектора МАГАТЭ отправились с проверкой на ядерные объекты в Натанзе и Фордо. Они побывают также на ядерном руднике в Гачине, который не инспектировался МАГАТЭ с 2005 года.

Многие эксперты считают, что Тегеран намерен добросовестно следовать соглашению ради спасения своей экономики. Что будет дальше, когда экономическое положение Ирана улучшится – на эту тему пока никто не загадывает. В западных политических кругах по-прежнему царит эйфория от возобновления диалога с ИРИ.

Израильское руководство назвало подписанный Ираном и «шестеркой» документ «соглашением с дьяволом». Такого же мнения придерживаются Саудовская Аравия и другие арабские монархии. Для них отмена антииранских экономических санкций, помимо всего прочего, означает возвращение на нефтяной рынок серьезного конкурента. Но главная проблема остается прежней – угроза региональной безопасности и отсутствие доверия Тегерану. На то, чтобы убедиться в искренности намерений нового иранского правительства, при всей заявленной «прозрачности», уйдет довольно много времени. Оно может быть использовано для строительства атомной бомбы прямо под носом у МАГАТЭ.

Ряд сенаторов США собираются ввести против Ирана дополнительные санкции. Они, по мнению законодателей, станут гарантией выполнения иранцами своих обязательств. Еще более откровенно высказался бывший посол США в ООН Джон Болтон. Он считает, что санкции необходимы, поскольку они разрушают режим аятолл, в смене которого по-прежнему заинтересованы США. Эту позицию не разделяет президент Обама, пообещавший наложить вето на новые санкции Сената.

Израиль, со своей стороны, объявил ИРИ дипломатическую войну. Ее цель – убедить США и весь мир в неискренности Ирана и попытке выиграть время. По информации израильских СМИ, премьер Нетаниягу приказал спецслужбам искать информацию о нарушениях Тегераном обязательств соглашения с «шестеркой». На основании этих сведений Иерусалим может добиваться от Белого дома согласия на точечный военный удар по иранским ядерным объектам.

По сути, намерения и действия абсолютно верные. Непонятно, однако, почему они стали достоянием гласности. Приказы главы правительства спецслужбам должны оставаться государственной тайной, если целью их оглашения не является предупреждение противника. Но о чем в данном случае Израиль хочет предупредить Иран? Чтобы он лучше прятал свои ядерные объекты? Или что Иерусалим не верит в добрые намерения Роухани? Но на этот счет у Тегерана вряд ли были иллюзии.

Упоминание будущих разведданных – тоже не лучшее решение. У израильских спецслужб на Ближнем Востоке неважная репутация со времен операции «Буря в пустыне», когда американцы так и не нашли в Ираке химическое оружие. Это не значит, что его там не было, но враги Израиля тут же обвинили нашу разведку во лжи и провокации. Кроме того, Израиль не сможет обнародовать подробности полученных сведений, чтобы не подвергать опасности свою резидентуру в Иране. В итоге мировое общественное мнение объявит полученную нашими спецслужбами информацию клеветой, рассчитанной на провоцирование нового конфликта в регионе.

Даже если информация будет несомненной, она вряд ли достигнет цели. Мир обычно
видит то, что хочет видеть. А сейчас он хочет видеть мирный и дружественный Иран. Израилю, разумеется, необходимо открыть всем глаза на истинное положение вещей, но это стоило бы сделать без предварительного объявления, имея на руках факты.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK