Покаяние, которого мы не дождемся

Покаяние, которого мы не дождемся

Йом Кипур - главный день в еврейском году; день, когда, как говорит нам Тора, судьба каждого человека в отдельности и всего народа записывается в Книгу Жизни. Благочестивые евреи проводят его в посте и молитве, тщательно соблюдая все наложенные иудаизмом правила и ограничения. Постятся и идут в синагогу в этот день также многие из тех, кто не относит себя к религиозной общине. А еще существует традиция просить прощения у всех, кого мы вольно или невольно могли обидеть за прошедший год. Люди просят прощения у родственников, соседей, друзей, коллег, родители у детей, дети у родителей, правительство - у народа…

Последнее, конечно, из области фантазий. Хотя в этот Йом Кипур, первый после страшной резни, устроенной ХАМАСом, мы вправе были бы ждать от власти не просто извинений, а глубокого искреннего покаяния, без которого, как известно, нельзя получить Небесного прощения. Хотя бы в День Искупления мы могли надеяться услышать от представителей высшего руководства признание своей вины за то, что случилось со страной. За эгоистичное правление, пренебрежение нуждами общества и ту ненормальную, скандальную обстановку, которая продолжалась долгие месяцы и вдохновила наших врагов напасть на раздробленный и слабый, по их мнению, Израиль. За то, что закрывали глаза на угрозу и допустили чудовищную трагедию 7 октября. 

Отдельные извинения положены семьям погибших в этой катастрофе, родным заложников и солдат, павших на последней войне. Попросить прощения у народа стоило бы и за все, что было дальше и продолжается сейчас. За ежедневные обстрелы и сирены. За детей севера, юга, центра, Западного берега, никогда не знающих заранее, где они будут спать – в своей кровати или в мамаде на полу. За младших, которые выучили дорогу в убежище раньше, чем научились говорить, и за старших, у которых приложение о воздушной тревоге в телефоне стало популярнее, чем тик-ток.

Да, найдутся люди, которые не смогут простить, есть раны и боль, за которые простить невозможно, есть поступки, за которые нужно отвечать перед судом, и не только Божьим, но и человеческим. Но дело не в этом. Дело даже не в том, кто сознательно совершил преступление, а кто искренне заблуждался; кто пошел на поводу у начальства, а кто имел другую точку зрения, но промолчал… Все, на ком лежала ответственность, - политики, военные, коалиция, оппозиция – должны испытывать чувство вины и признаться в этом хотя бы раз в году, в Йом Кипур, пусть даже это  выглядит как дань традиции. Такое признание было бы первым шагом к восстановлению доверия. Оно породило бы надежду на то, что наши лидеры и избранники готовы вместе с народом искать выход из тяжелой ситуации, строить новую, мирную и безопасную жизнь. Простили бы мы их, дали бы им еще один шанс проявить себя во главе страны? Может быть, и нет, но какой смысл об этом рассуждать, ведь этого шага мы все равно не дождались.

От кого еще хотелось бы услышать слова покаяния в День Искупления? Безусловно – от высокопоставленных генералов, которые должны просить прощения за всю армию, не сумевшую защитить своих граждан. А также за промахи в ходе войны, потому что они есть, их не может не быть, и долг ответственного командования – в этом признаваться. Отдельного прощения им стоит нужно попросить у резервистов, которые вынесли и продолжают нести эту войну на своих плечах, будучи оторванными на долгие месяцы от семьи, работы, учебы, беременных жен, малолетних детей, профессиональной карьеры. Но армейское начальство считает, что денежных выплат, которые получают резервисты, вполне достаточно, чтобы у тех не было повода жаловаться. Да и политики не видят своей вины в том, что одни и те же люди отправляются под пули три раза в год из-за сознательно проваленной реформы по призыву ультраортодоксов. 

Те представители харедим, которые отстранялись от общей беды и продолжали защищать исключительно свои интересы; те, кто особенно строго выполняет все заповеди Торы - им не пришло в голову попросить за это прощения у остальных граждан, прежде чем каяться в грехах перед Всевышним. Особенно это касается политиков и духовных лидеров, для которых резня и война так и не стали поводом прекратить давление на правительство, добиваясь льгот для своего электорта. 

Уж коли на то пошло, просить прощения должны все у всех. Организаторы протестов - за то, что использовали семьи пленников в политических целях и создавали проблемы гражданам Израиля, устраивая свою войну на дорогах. Полицейские и участники демонстраций друг у друга - за агрессию и применение силы. Солдаты, резервисты и призывники, которые год назад шантажировали правительство отказом служить из-за судебной реформы, а сейчас используют ту же тактику, требуя обменной сделки. 

Правые и левые могли бы извиниться за взаимную вражду, которая раскалывает общество. И наконец, весь народ должен просить прощения у заложников и их родных. Пока они остаются в плену, мы виноваты в том, что сделали недостаточно, чтобы вернуть их домой. 

Признание ответственности каждого за происходящее со страной могло бы стать началом больших перемен уже сегодня, до окончания войны. У политических и общественных лидеров был уникальный шанс подать народу пример такого покаяния, воспользовавшись традицией Дня Искупления. Да, мы могли им не поверить, мы могли их не простить, мы могли счесть это пафосной пропагандистской кампанией. Но они даже не попытались, что, к сожалению, совсем не удивительно. Ведь истинное покаяние и признание вины требует не только слов, но и действий – ухода в отставку, иного стиля правления, иной формы отношений между властью и обществом. Но те, кто наверху, не готовы что-то менять, признавать ошибки и отказываться от власти. Они даже не снисходят до того, чтобы обратить к людям несколько формальных покаянных слов, обусловленных традицией. И этого мы тоже никогда не простим.
 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK