Пенсионный тупик

Пенсионный тупик

Израильским политическим лидерам 90-х приписывают высказывания о том, что пенсионная проблема пожилых репатриантов "решится естественным путем". Такой подход, если он существовал, был не только циничным, но и наивным. Сегодня многих из тех, кто приехал с Большой алией в пенсионном возрасте, уже нет с нами, зато этого возраста достигло поколение, которому в момент репатриации было 40+. Большинство из них не смогло заработать на достойную пенсию. Этот факт на днях признал министр социального обеспечения Хаим Кац, что не помешало Кнессету провалить законопроект о минимальном уровне пенсионных доходов, выдвинутый НДИ.

Первая причина пенсионного кризиса, как ни странно, общая и для олим, и для коренных израильтян. Отчисления в пенсионный фонд стали обязательными только в 2008 году, но и сейчас их делают далеко не все работодатели.

Вторая причина – закон о пенсионной надбавке, которая начисляется только с 10-го года трудового стажа. При этом работавшие и/или скопившие себе определенную сумму на старость лишаются социальной надбавки к пособию по старости.

Но главная проблема - ничтожные размеры этого пособия. Оно составляет 18% от средней заработной платы – при почти 50% в большинстве цивилизованных стран. Неудивительно, что 180 тысяч израильтян преклонного возраста живут за чертой бедности, из них 150 тысяч – выходцы из бывших республик СССР.

В последние недели предложения пенсионных реформ поступают сразу от нескольких партий – НДИ, Сионистский лагерь, "Еш атид". НДИ выдвинула целых четыре законопроекта, главный из которых – закон о минимальном пенсионном обеспечении, скорректированном по размеру минимальной зарплаты. Депутат Константин Развозов ("Еш Атид") предлагает увеличить порог денежных накоплений, влияющих на получение социальной надбавки к пособию по старости. Сионистский лагерь по инициативе депутата Ксении Светловой даже выдвинул вотум недоверия правительству из-за проблемы пенсий, но он был заблокирован.

Забота русскоязычных депутатов о русскоязычных пенсионерах достойна всяческого уважения, хотя при этом возникает несколько вопросов.
Глава НДИ Авигдор Либерман заявляет, что пенсионная реформа остается главным условием вхождения НДИ в любое правительство и обвиняет членов коалиции в бездействии и равнодушии к судьбам людей. Эти справедливые обличения омрачает тот факт, что НДИ не одну каденцию находилась в правительстве, а ее депутаты занимали высокие посты. В правительство входила и фракция "Еш Атид", и многие политики, которые сегодня числятся в рядах Сионистского лагеря. Так что фразу Либермана "Если бы они не болтали, а действовали, проблема пенсий была бы уже решена", - можно адресовать им всем.
Резонно предположить, что нынешняя вспышка интереса к пенсионной реформе носит электоральный характер. Основная масса избирателей, голосующих за русскоязычных политиков, приближается к пенсионному возрасту или достигла его.

Однако маловероятно, что пенсионная реформа будет проведена в том виде, в каком ее выдвигают нынешние защитники пенсионеров. Наряду с разумными положениями, в ней много откровенно популистских идей. Так, например, нереально принятие поправки К. Развозова об учете трудового стажа в стране исхода при начислении пенсий. Абсолютное большинство стран не признает предыдущего стажа иммигрантов для исчисления пенсий, и в этом нет никакой дискриминации. Что касается Германии, которую приводят в пример наши депутаты, то доля людей, на которых распространяется это правило, так невелика, что богатая страны может платить полноценные пенсии без ущерба для бюджета. В Израиле же подобная практика приведет к разрушительным последствиям.

Здесь мы подходим к главному вопросу: где взять деньги?

Недавно руководитель института Национального страхования (Битуах Леуми) профессор Шломо Мор-Йосеф сообщил, что возможности его ведомства практически исчерпаны. Битуах Леуми придется уже в ближайшее время начать урезать пособия по старости на 10% в год. Альтернативным решением может быть повышение пенсионного возраста или увеличение пенсионных отчислений с работающих, которые и так несут непосильное налоговое бремя.

По оценке НДИ, на осуществление пенсионной реформы понадобится полтора миллиарда шекелей в год. Это примерно четверть всего бюджета министерства социального обеспечения, которое в этом году уже получило прибавку в 1,3 миллиарда. Как известно, у казны всегда есть более насущные расходы – от обороны до выполнения коалиционных соглашений.

Безусловно, закон о минимальных пенсиях должен быть принят. Но в целом выход из пенсионного тупика вряд ли возможен в отрыве от всей бюджетной политики, которая давно нуждается в пересмотре. Отдельно взятая пенсионная реформа либо провалится, либо ударит по другим слоям населения.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK