Обратно в Средневековье

Обратно в Средневековье

США лихорадит – отмена Верховным судом права на аборт вызвала возмущение, споры, дискуссии, демонстрации не только в самой стране, но и по всему миру. Мировые СМИ бросились обсуждать эту проблему со всех возможных точек зрения: этической, медицинской, социальной, экономической и, не в последнюю очередь, политической. Да, в наше время аборт стал политическим вопросом. Американские эксперты напрямую связывают это решение с правлением Дональда Трампа, который использовал свою власть, чтобы сменить либеральных судей на более консервативных. Трамп давно уже не президент, но дело его живет, и Верховный суд США отказывает американским женщинам в праве распоряжаться собственным телом. Кто бы мог подумать, что такое возможно в стране, которая считается мировым флагманом демократии и гордится своими успехами в сфере гендерного равноправия! Увы, путь обратно в Средневековье бывает гораздо короче, чем мы думаем, и никто от него не застрахован.

Израильтянам стоит задуматься, что произойдет в наших палестинах в случае возвращения к власти Нетаниягу и право-религиозной коалиции. Трамп изменил состав Верховного суда, а Биби достаточно будет свести к минимуму его влияние. Его коллеги-харедим давно мечтают о законе, с помощью которого правительство и Кнессет смогут блокировать любое постановление БАГАЦа. Используя эти запреты, ультраортодоксы начнут новое наступление на демократические свободы, а кабинет, как всегда, будет слишком сильно зависеть от них, чтобы спорить о такой «мелочи», как прерывание беременности.

Казалось бы, в нашей стране есть более насущные проблемы, да и израильское законодательство об абортах довольно-таки либерально. Женщина имеет право избавиться от плода по целому ряду причин, причем некоторые из них достаточно просто назвать, и никто не проверяет их подлинность. Специальная комиссия дает положительный ответ в абсолютном большинстве случаев, что, конечно, радует. Мало того, Израиль – практически единственная цивилизованная страна, где легализированы аборты на позднем сроке при угрозе рождения больного ребенка.

Вопрос в том, что делать женщине, если она не подпадает ни под одну из «законных» категорий, но при этом не хочет рожать. Просто не хочет, и все. Разве это не ее законное право? Какое отношение имеет государство к желанию или нежеланию человека иметь ребенка? Почему, чтобы избавиться от нежелательной беременности, здоровые женщины вынуждены сочинять для комиссии истории про изнасилование или супружескую измену? Это само по себе унизительно, но еще хуже, когда такие истории – правда, и нужно делиться подробностями своей интимной жизни с посторонним людям. Уже факт существования такой комиссии указывает на то, что аборт – дело нежелательное, неодобряемое, и та, кто на него решается, бросает вызов обществу и подлежит осуждению.

Впрочем, даже если женщина имеет право на «законный» аборт, ей надо пройти несколько кругов ада, пока в ее руках окажется заветное разрешение. Врач, УЗИ, снова врач, заполнение многочисленных бумажек. Мучительное ожидание комиссии, а потом, уже с добытым документом, - очередь на операцию. На ранних сроках существует опция медикаментозного аборта, менее опасного и травматичного, и в некоторых странах такие таблетки можно просто купить в аптеке – но не в Израиле. К тому же, пока тянется вся бюрократия, речи о раннем сроке уже нет.

Но и этого мало. Больничная касса оплачивает прерывание беременности далеко не всем и не во всех случаях. Операция стоит несколько тысяч шекелей плюс оплата работы комиссии. В итоге страдают, как всегда, самые незащищенные слои: женщины из бедных семей, жительницы отдаленных районов, многодетные матери и матери-одиночки, у которых просто нет времени на походы по врачам и комиссиям. Свою роль играют и предрассудки; страна у нас маленькая, и скрыть факт прохождения комиссии для разрешения на аборт довольно трудно, особенно в провинции. Допустим, кого-то это не волнует, но разве не право человека самому решать, посвящать ли ему (точнее, ей) всех окружающих в свои личные дела?

При этом Израиль гордится тем, что у нас делают меньше абортов, чем в других развитых странах, и их количество год от года сокращается. Это объясняют доступными контрацептивами и широкой разъяснительной кампанией по предохранению от нежелательной беременности. Но может быть, истинная причина в другом – в том, что далеко не все готовы к испытаниям и унижениям, на которые обрекает женщин закон об абортах, принятый аж в 1977 году? Прошло 45 лет, но ни одно правительство – ни правое, ни левое – не сделало ничего, чтобы сократить груз бессмысленной бюрократии и непомерных трат. И тем более трудно ожидать каких-либо улучшений от коалиции, которая будет опираться на религиозные партии. Харедим охотно поддержат запрет, подобный американскому, ведь путь обратно в Средневековье – это их любимый путь.

Автор: Ира Коган

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK