Нефть, рецессия и Третья мировая война
Тучи рецессии снова сгущаются над мировой экономикой. Финансовые и макроэкономические индикаторы один за другим входят в красную зону. Третья волна кризиса поднимает голову. Рекордно низкие цены на нефть и сырьё поставило страны БРИКС на грань дефолтов.
Ближний Восток в огне, Америка оказалась бессильна, Россия возрождает имперские амбиции, Европа утопает в исламском терроре, Китай всё прибирает к своим рукам — всё это представляет собой взрывоопасную экономико-геополитическую смесь.
Когда правительствам нечем отчитаться перед своими гражданами за снижение благосостояния, начинается поиск виновных на стороне. И даже достаточно взвешенные аналитики заговаривают о возросшей вероятности Третьей мировой войны.
Экономические и финансовые индикаторы
Согласно оценкам ряда ведущих аналитических агентств, мировая экономика находится сегодня в исходной точке финансового кризиса 2008 года. Основную озабоченность вызывает положение в Китае и США. Ведь и та, и другая страна способна обрушить мировую экономику. Поэтому когда обе страны находятся в отрицательном экономическом тренде, вопрос не о вероятности кризиса, а его масштабах и силе.
Ставки на Китай как на новый локомотив, способный вытащить экономику из болота, на данном этапе себя не оправдывают. А согласно прогнозам аналитиков Citigroup, в 2016 г. существует 65%-й шанс на рецессию в американской экономике. Так что, если в рецессию окунутся и США, и Китай, то у мировой экономики просто не будет шансов. Похожие опасения высказывают HSBC и JPMorgan.
Аналитики обращают внимание на следующие индикаторы:
1. Цены на энергоносители, медь, сырьё находятся в зоне минимумов 2008 года. Когда перед обвалом наблюдалась похожая картина: на фоне исторических минимумов в ценах на сырьё побивались рекордные отметки на финансовых рынках.
2. Число корпоративных дефолтов в США приблизилось к уровню 2008 года.
3. Впервые с момента последнего спада праздничные продажи были отрицательными.
4. Впервые с начала мирового финансового кризиса в 2008 году было зафиксировано падение производственного индекса ISM ниже 50 пунктов. Это означает, что рост экономики США замедляется.
5. Замедляется также экономика Китая, речь уже идет не о факте, а о темпах замедления.
6. Снижение спроса Китая на сырьё подвергает существенному риску страны БРИКС. Некоторые аналитики называют состояние стран БРИКС идеальным экономическим штормом. HSBC назвал происходящее на рынках «токсичной смесью». А Goldman Sachs окрестил этот коктейль третьей волной финансового кризиса, спровоцированную сдвигом в китайской экономике.
Что дальше?
Согласно оценке Rothschild Wealth Management, невелика вероятность как розового сценария возрождения американской экономики, так и черного варианта новой великой депрессии. Наиболее вероятным сценарием явится сохранение статус кво. Монетарная политика мировых ЦБ останется сверхмягкой, реальные ставки в большинстве западных стран уйдут в отрицательную зону. Власти не решатся на борьбу с пузырями на рынках, экономический рост будет скачкообразным и неравномерным, а меры бюджетной экономии и необходимые реформы не найдут должной поддержки.
Однако даже сбалансированный вариант Rothschild Wealth Management не сулит ничего хорошего. Финансовый кризис 2008 года и последующий экономический кризис спутал карты бесконечного экономического роста. Мировая экономика, как корабль с неисправным двигателем, находится на вынужденном дрейфе уже больше 7 лет. Двигатель стучит, финансовая система ревёет на полную мощность, а движение в реальной экономике близко к нулю.
Так война или мир?
На фоне старения населения планеты и пенсионного кризиса, а также близкого к нулю реального экономического роста, оседающего в карманах 5% населения, вариант экономического дрейфа в никуда имеет опасные структурные последствия. Как в экономической, так и в геополитической перспективе.
Слабый экономический рост и массовая безработица среди молодежи на Западе впервые поставили под сомнение общепринятую экономическую аксиому, гласящую, что будущее поколение будет жить богаче, то есть лучше, чем нынешнее. На этот факт стоит обратить внимание. Именно здесь скрыта точка бифуркации, начало обратного отсчёта, который уже ведёт революционная смена идеалов в целом и экономической парадигмы в частности.
События протекают по сценарию пророческого стихотворения Сергея Михалкова: «Дело было вечером, делать было нечего». Ведь когда делать нечего — проучившись 15-17 лет в школах и вузах, получив первые и вторые степени, молодежь остается без возможности самореализации в материальном аспекте и Американская мечта превращается в несбыточную, тогда-то и начинается процесс поиска и замены рухнувших идолов.
Свято место пусто не бывает. В поисках новых идеалов молодежь в лучшем случае уходит в виртуальную реальность, наркотики и алкоголизм. В худшем готова ехать в далекую Сирию принимать новую религию взамен обанкротившегося на их глазах рая бесконечного потребления. Так, без видимой для простого обывателя связи со структурными изменениями в экономике, как бы параллельно, происходит эскалация международной напряженности.
Низкие цены на нефть, неадекватная близорукая внешняя политика Обамы, Америка, которая больше не нуждается в арабской нефти, закат влияния на Запад Саудовской Аравии, рассвет Ирана, амбициозная и вновь беднеющая Россия, оторванная от действительности Турция, непонятные мегаломанные планы Китая, Европа утопающая в исламе, — всё это является катализатором растущего противостояния. У конфликта есть определенная динамика. Так что, если будет пройдена точка невозврата, мир скатится в войну, даже если ни одна из сторон этого не желает.
А ведь участниками разыгрывается ещё карта защиты национальных интересов. Виновных ищут на стороне на фоне потери идеалов у молодого поколения, с одной стороны, и беспомощности политического менеджмента выдвинуть альтернативу сложившейся ситуации, с другой. А это и есть та токсичная смесь, которая имеет все шансы затопить кровью весь мир. Точно по стихотворению Михалкова, в котором от скуки у детей разгорелся жаркий спор. А ведь у детей с ядерным оружием в споре будут совсем недетские последствия.
Мир
Но для этого нужно разрулить геополитическую ситуацию. Думаю, ещё не поздно проснуться и отработать назад от края пропасти. А затем начать поэтапно вместо идеалов потребления и самореализации через экономический успех вводить новые ориентиры, новую модель развития человечества. Иного выхода нет — экономика уже не вернется к прежнему росту.
Конечно, глобальные перемены, смена системы ценностей — процесс долгосрочный. Но первый шаг нужно делать уже сегодня.
У Михалкова стихотворение заканчивается словами: «Дело было вечером, спорить было нечего». Хотелось бы, чтобы это было достигнуто мирным путём.
Игорь Литвинов