Наступление политического хаоса
В воздухе запахло выборами – запах, к которому израильтяне уже успели привыкнуть, и он им порядком надоел. Новые выборы – это новые потоки компромата и грязи, агрессивная агитация, трескучие лозунги, поиски врагов, заигрывание с электоратом и обещания, которые никогда не будут выполнены, пущенные на ветер миллионы, которые можно было потратить на что-то полезное… Даже оппозиция, которая наконец получила шанс вернуть себе власть, не в восторге от перспективы очередной внеочередной кампании. До голосования надо еще дожить, а за это время может произойти все, что угодно. Или, наоборот, не произойти – ведь, судя по опросам, ни та, ни другая сторона пока не набирает большинства в Кнессете.
Что еще хуже: ни в одном лагере нет по-настоящему сильного руководителя, способного объединить хотя бы своих идейных единомышленников, не говоря уж о политиках, имеющих принципиальные разногласия. «Правительство перемен» таких лидеров выдвинуть не сумело, у оппозиции свои проблемы. Многие избиратели Ликуда по-прежнему мечтают о возвращении Нетаниягу, но положение Биби в партии не слишком устойчиво. Влиятельные и амбициозные ликудовцы не забыли, что личность их председателя была единственной причиной их устранения от власти. К тому же судебные процессы по-прежнему висят над Биби дамокловым мечом и грозят оборвать его карьеру. Возможно, окажись Ликуд сейчас без Биби, с другим лидером, его ждала бы иная судьба, но среди внутренних противников бывшего премьера нет согласия и уверенности в своих силах. Кроме того, политический кризис – это та переправа, на которой не меняют коней. Поэтому Нетаниягу, даже утративший отчасти свой прежний авторитет и ореол непогрешимости, сегодня руководит операцией «смена правительства».
В рамках этой операции ликудовские эмиссары продолжают охмурять других членов фракции «Ямина» после демарша Идит Сильман. Но даже если им удастся переманить на свою сторону еще одного или двух из них, это не обеспечит им большинства - шесть депутатов Объединенного арабского списка никогда не присоединятся к союзу Нетаниягу и религиозных сионистов, да их туда и не позовут.
Таким образом, задача Ликуда - откусить от коалиции более солидный кусок, чем пара-тройка соратников Беннета. И первый кандидат на эту роль - список «Кахоль-Лаван» с его восемью мандатами.
Как ни удивительно, Бени Ганц давно с нетерпением ждет этого предложения. Казалось бы, глава «бело-голубых» должен быть научен горьким опытом, чтобы больше не наступать на старые грабли обещаний Нетаниягу. Но Ганц, по-видимому, надеется взять реванш - ведь теперь Биби зависит от его мандатов, и ему можно ставить условия. А условие у Ганца одно - пустить его к рулю сразу, первым в ротации.
Нет сомнений, что в этом случае Биби найдет способ вскоре отправить лидера «Кахоль-Лаван» в политическое небытие и использует его недолгое правление лишь для того, чтобы показать народу Израиля: никто, кроме царя Нетаниягу, недостоин сидеть на троне. Но Ганцу уж очень хочется порулить: он откровенно недоволен второстепенной ролью, которую отвел ему тандем Беннет-Лапид.
Когда-то избиратели видели в главе «Кахоль-Лаван» достойного кандидата на пост премьер-министра, но с тех пор он разочаровал большинство своих сторонников. Его правление, если оно состоится, станет таким же невыразительным и полным ошибок, как премьерство Беннета, если не хуже. Ситуация очень похожа: за Ганцем тоже стоит малочисленная фракция, ему в спину дышат соперники, его авторитет в Кнессете невысок, у него нет опыта политического руководства страной и его назначение будет результатом компромисса. Плюс к этому, Ганц более амбициозен, чем Беннет, и не замечен в склонности к коллегиальному стилю работы. Не стоит также забывать, что его выход на первые роли, скорее всего, вызовет раздражение функционеров Ликуда и может спровоцировать внутрипартийный бунт, исход которого предсказать невозможно.
Самый оптимистичный вариант будущего - распад всех неестественных союзов и формирование право-центристской светской коалиции без ультраортодоксов, арабов и радикалов, во главе с обновленным Ликудом. На крайний случай можно допустить даже руководство Нетаниягу, если он откажется от альянса с харедим, умерит свои амбиции и начнет прислушиваться к чужому мнению. В этом правительстве найдется место и партии Ганца, и «Ямине», если она переживет текущий кризис, и даже, возможно, «Еш Атид». Ради такого итога можно согласиться пережить еще одни смертельно надоевшие выборы, если они наконец приведут к власти стабильное и дееспособное правительство. Тогда у нас будет совсем другой Израиль, но увы… для этого изначально нужны другие лидеры, другие партии и другая политическая система. Пока мы можем об этом только мечтать – и готовиться к новому витку политического хаоса.
Автор: Ира Коган.