На острие бритвы
15-летний Мухаммад Каракара стал первой жертвой среди израильтян с начала гражданской войны в Сирии. Взрыв машины, в которой он ехал вместе с отцом, пресс-служба ЦАХАЛа назвала спланированным терактом. Ответ был жестким: сначала Израиль обстрелял из танковых орудий позиции сирийской армии, а ночью нанес удары по ряду военных объектов, в числе которых - штаб, расположенный на сирийской части Голанских высот. До сих пор армейские штабы ни разу не становились целью израильских точечных атак.
Сирийские правозащитники и представители оппозиции сообщили о 10 или 12 погибших. Официальный Дамаск сделал свое заявление лишь спустя два дня, что свидетельствует о нежелании Асада вступать в конфронтацию. Сирия оставила без ответа и прошлые атаки - в 2013 году ударами с воздуха были уничтожены, как предполагается, ракетные установки, предназначавшиеся для Хизбаллы.
Сирийская армия, измотанная боями с повстанцами, не в состоянии сегодня открыть второй фронт. И все же инциденты на границе – случайные или спланированные – происходят все чаще. Кто их совершает, неизвестно. Тем не менее, ответный удар наносится по позициям регулярной армии, поскольку, как отметил министр обороны Моше Яалон, “режим Башара Асада несет ответственность за то, что происходит на территории Сирии”.
С мятежниками Израиль поддерживает негласное перемирие. Более тысячи раненых и больных из Сирии получили помощь в израильских больницах и госпиталях. Израиль подчеркивает, что не делает различия между боевиками воюющих группировок и мирными жителями. Однако для доставки раненых через границу организуются специальные коридоры, что указывает на наличие контактов между израильскими военными и подразделениями мятежников. Подразумевается, что повстанцы не станут нападать на Израиль, поскольку их главным врагом остается Асад. Кроме того, группировки, дислоцирующиеся в районе границы, по большей части относят к умеренным.
И все же ситуация на севере становится все более взрывоопасной. У Дамаска нет сил и ресурсов для противостояния с Израилем, но он может развязать партизанскую войну руками Хизбаллы. Согласно докладу ООН, так называемые умеренные сирийские повстанцы, которые пользуются поддержкой Запада и Саудовской Аравии, не раз обстреливали миротворцев и минировали дороги. Есть также сведения, что они координируют свои действия с радикальным "Фронтом Аль-Нусра". Кроме того, среди них действуют палестинские отряды, для которых главным противником остается Израиль. Ряд экспертов считает, что последний теракт на северной границе был демонстрацией солидарности с палестинцами Западного берега в связи с новой волной столкновений.
До сих пор Израилю удавалось сохранить нейтралитет в буре “арабской весны” и даже извлечь некоторую выгоду из того, что экстремисты разных мастей активно уничтожают друг друга. Чем дальше, тем больше это раздражает наших врагов – в первую очередь, Иран и палестинских экстремистов, - которые стремятся втянуть еврейское государство в общую бойню, в глобальный конфликт между шиитами и суннитами. Эти попытки тем более заметны, чем острее события, охватившие Ирак и грозящие перекинуться на Ливан и Иорданию, особое место тут занимает и новая мощная сила – группировка “Исламское государство Ирака и Леванта” (ISIS).
Не случайно Сирия все настойчивее обвиняет Израиль в пособничестве мятежникам. Не случайно также шиитские аятоллы называют Израиль и США покровителями ISIS. Действия Израиля против армии Асада все чаще трактуются как поддержка не только сирийских повстанцев, но и Аль-Каиды, и иракских джихадистов. Эту пропагандистскую кампанию готовы негласно поддержать и суннитские режимы, которым не терпится стравить Израиль со своими противниками - шиитами Сирии и Ливана. О войне шиитов с евреями могут только мечтать наши так называемые стратегические союзники – Саудовская Аравия и Катар.
Таким образом, новое обострение на севере выгодно всем нашим врагам. Было бы наивно полагать, что за собственными войнами они забудут о своей ненависти к Израилю. Никто из желающих уничтожить Израиль не способен воевать с нами в открытую, поэтому они предпочитают натравливать на еврейское государство друг друга. В этой ситуации Иерусалим вынужден балансировать на лезвии бритвы: не поддаваться на провокации и достойно отвечать на все атаки.
В 1982 году в ответ на обстрелы Хизбаллы была создана так называемая зона безопасности в Южном Ливане. Вряд ли такое решение подойдет сейчас – вторжение на сирийскую территорию неминуемо усилит активность террористов. Эксперты говорят о защите границ с помощью новейшего технологического оборудования и упреждающем получении разведданных. Очевидно, что провокации не прекратятся, и чтобы удержать их в нынешних рамках, от ЦАХАЛа требуется совершенно новая стратегия действий.