Мост мимо Израиля
Сегодня на наших глазах происходит рождение нового Ближнего Востока. Один из его признаков – сближение Египта и Саудовской Аравии, в том числе весьма символичное решение о строительстве моста между двумя странами. Каир также передает Эр-Рияду два острова, на которых находятся международные наблюдатели, контролирующие соблюдение мирного договора между Израилем и Египтом. Теперь еврейское государство вынуждено менять свою морскую границу, что может стать формальным поводом для пересмотра мирного соглашения.
Саудовские представители заявили, что не будут обсуждать с Иерусалимом передачу островов, заверив, что собираются соблюдать международные договоренности Египта. В Каире также поспешили успокоить Израиль: договор не будет пересмотрен. Со стороны еврейского государства пока не последовало никаких возражений или заявлений, кроме просьбы к Египту держать правительство Израиля в курсе происходящего.
По-видимому, это сознательный выбор Израиля – не вмешиваться в ход создания антииранской коалиции, если не задеваются его насущные интересы. Это не самое плохое решение, пока Израиль востребован арабским миром как стратегический союзник. Наиболее заинтересованным в этом сотрудничестве считается Саудовская Аравия.
Долгоиграющее соперничество между Эр-Риядом и Тегераном закончилось разрывом дипломатических отношений после казни в Саудовской Аравии оппозиционного шиитского проповедника Нимр ан-Нимра. В ответ последовали демонстрации шиитов в Иране, Ливане и Бахрейне и штурм саудовского посольства в Тегеране. Эр-Рияд отозвал из Ирана своих дипломатов, а заодно приостановил финансовую помощь ливанской армии, поскольку из Бейрута не прозвучало осуждения тегеранских беспорядков.
Иными словами, монархия открыта объявила своими врагами врагов Израиля. Кроме этого, саудиты, а также Египет и Иордания, признали ХАМАС террористической организацией. Правда, это было вызвано не солидарностью с Израилем, а связями хамасовцев с Ираном и Хизбаллой.
Тем не менее, многие политологи заговорили о новой эре в отношениях Израиля с арабским миром, лидером которого является Саудовская Аравия. Что касается Египта, то он давно сотрудничает с Иерусалимом в сфере безопасности, особенно на Синае. Оптимисты уже рисовали радужные картины процветающего региона (по принципу «их ресурсы – наши технологии»).
Сближение Эр-Рияда и Египта стало отрезвляющим напоминанием о том, что арабские страны наводят мосты прежде всего для себя и готовы делать это через голову Израиля.
Стремление Саудовской Аравии изменить характер региона исходит от принца Мохаммеда ибн Салмана, который вдохнул новую жизнь в политику дряхлой монархии. Впрочем, Саудовская Аравия и раньше поддерживала Египет, выделяя деньги на строительство Ассуанской плотины или вводя нефтяное эмбарго накануне войны Судного дня. В 2013 году король объявил о признании новой власти Египта после военного переворота. Напомним, что даже США изначально назвали правительство Ас-Сиси незаконным.
Идея объединяющего две страны моста тоже возникала в прошлом, но была отвергнута Хосни Мубараком (как утверждают злые языки, под давлением Израиля). На самом деле Мубарак просто не слишком доверял саудовским партнерам.
Но сегодня Египет находится в куда более трудном положении и нуждается в помощи богатых спонсоров. Потому тон в альянсе, конечно, будет задавать Эр-Рияд. Пока его интересы совпадают с израильскими, еврейскому государству найдется место в этом союзе. Однако сплоченная арабская коалиция в любой момент сможет потребовать от израильских партнеров выполнить определенные условия. Речь, как нетрудно понять, будет идти о палестинском государстве – ведь инициатива «признание в обмен на независимость Палестины» исходила именно от саудитов. Египет, при всем недовольстве правлением ХАМАСа в Газе, тоже выступает за палестинскую государственность. Эту же идею поддерживает Россия, с которой Саудовская монархия также сближается на фоне охлаждения с Соединенными Штатами, несмотря на дружбу Кремля с Ираном.
То, что арабские страны отворачиваются от США и создают независимые от них блоки, свидетельствует о дальнейшей потере влияния Вашингтона в регионе. Для Израиля это плохое развитие событий, потому что США, при всех нюансах, всегда оставались нашим единственным последовательным союзником. Сейчас, увы, этот союзник все больше смотрит в сторону Тегерана.
Главное, что нужно учитывать Израилю: арабский альянс создается с долговременными задачами, а участие в нем еврейского государства обусловлено только иранской угрозой – как бы ни хотелось нам считать иначе. Эта угроза может исчезнуть, отойти на задний план – и тогда объединенный арабский мир с большой вероятностью повернется против Израиля, простив не только аятолл, но и ХАМАС с Хизбаллой.