Ликуд без Нетаниягу

Ликуд без Нетаниягу

Недавно двое левых израильских журналистов в прямом эфире произнесли отрывок из поминальной молитвы, адресуя ее политической эпохе Нетаниягу. Но и в правых кругах, и даже в самом Ликуде все чаще говорят о том, что время незаменимого Биби близится к закату. В нынешней ситуации у премьера более чем достаточно причин для отставки, и возможное предъявление обвинения по уголовным делам – лишь одна из них.

Такой причиной может стать условие «Кахоль-Лаван» сменить лидера для создания правительства национального единства или передача мандата на формирование коалиции другому депутату от Ликуда. Если Израиль пойдет на третьи выборы, наверняка встанет вопрос о новых праймериз. Формально Биби застрахован от этих рисков постановлением ЦК Ликуда, утвердившего его единственным кандидатом от партии на пост главы правительства в Кнессете 22 созыва, однако такие решения могут меняться под влиянием обстоятельств. В конце концов, в партии может возникнуть обстановка, при которой ему придется уйти добровольно.

Известно, что у Нетаниягу нет официальных преемников. За время своего правления он успешно зачистил партию от претендентов на лидерство, и все же среди ведущих деятелей Ликуда многие примериваются к креслу премьера. Беда в том, что ни один из этих политиков не пользуется абсолютной поддержкой однопартийцев. Ликуд всегда был разделен на лагеря, группы и сферы влияния, и сегодня, когда ставки растут, конкуренция между ними становится особенно острой.

Главным соперником Биби считается Гидеон Саар – он единственный заявил о желании баллотироваться на пост главы партии на ближайших праймериз. Согласно опросам, если Саар возглавит Ликуд на следующих выборах, то партия наберет около 26 мандатов, в то время как ее главные соперники «Кахоль-Лаван» получат 33. Такие прогнозы не добавляют популярности бывшему министру просвещения и внутренних дел, да и вообще в Ликуде не любят бунты.

Исраэль Кац действует осторожнее. Он старается держаться как можно ближе к Нетаниягу, чтобы быстро занять его кресло в нужную минуту. Ничто не мешает Биби объявить преемника в последний момент перед уходом, и скорее всего он захочет, чтобы это был преданный ему человек. Такой карьере способствует и должность Каца, возглавляющего министерство иностранных дел – главное ведомство в израильской иерархии. Кац подчеркивает, что будет бороться за лидерство лишь после отставки своего патрона.

То же самое заявляет бывший мэр Иерусалима Нир Баркат. В отличие от Саара и Каца, у него нет особого влияния в Ликуде, куда он вступил сравнительно недавно. Политический капитал ему заменяет капитал реальный – большие деньги. Баркат негласно позиционирует себя как улучшенную версию Нетаниягу – он тоже выходец из элиты, бывший боевой офицер, миллионер с хорошими связями в еврейской диаспоре, но не был замешан в коррупции и взяточничестве и даже отказался от зарплаты мэра. С его опытом в бизнесе он претендует на роль премьера-технократа, умело распоряжающегося финансами и бюджетом. Возможно, руководитель такого типа и нужен Израилю, но традиционно наш народ отдает предпочтение политику с ярко выраженными лидерскими качествами. Так что Саар, открыто бросающий вызов Нетаниягу, возможно, поступает правильно – он один в этой компании вдет себя, как лидер. Но прежде чем получить поддержку избирателей, ему надо заручиться доверием большинства в собственной партии, а это совсем не просто.

В отличие от других претендентов, спикер Кнессета Юлий Эдельштейн молчит и держится в стороне от охоты на место Нетаниягу. Эдельштейн пользуется в партии большим авторитетом и репутацией политика, умеющего находить общий язык с самыми разными лагерями. Именно его Либерман назвал возможным лидером Ликуда, с которым он готов вести переговоры о коалиции. Не исключено, что Эдельштейн и станет той компромиссной фигурой, которая устроит большинство однопартийцев. Однако в большой политике ему может помешать «русское» происхождение, отец-священник и родство с бывшим российским олигархом Невзлиным, на чьей дочери он женат.

Вопрос в том, сможет ли Ликуд прийти к консенсусу по поводу нового лидера. Что с ним будет, когда война за место председателя перейдет в открытую стадию? Принцип «разделяй и властвуй» позволял Нетаниягу держать в руках все рычаги партийного управления, но с его уходом движение может развалиться, погрязнуть в разборках и соперничестве. А если Ликуд уцелеет, не потеряет ли он львиную долю своей популярности, рискуя повторить судьбу Аводы – когда-то мощной политической силы, теперь с трудом преодолевающей электоральный барьер?

Все возможно, хотя Ликуд переживал и более тяжелые времена (например, массовый исход в «Кадиму»), но сумел восстановить свою популярность. Ему не грозит исчезновение, пока израильтяне в своей массе придерживаются право-центристских взглядов - разве что эту нишу уверенно займет другая партия. Видимо, такую цель ставит перед собой Либерман, но на сегодняшний день НДИ еще очень далеко до Ликуда – даже без Нетаниягу.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK