Кому помогает американская помощь
О заключенном недавно оборонном соглашении спорят не только в Израиле. Американцы ведут дискуссии на ту же тему и тоже с разных позиций.
С одной стороны, сенатор-республиканец Линдси Грэм обвиняет Нетаниягу в том, что тот "выбил почву из-под ног" у всех друзей Израиля в Конгрессе, которые добивались увеличения военной помощи еврейскому государству. По убеждению Грэма, Биби согласился на невыгодные условия, к тому же обязался не принимать никакого дополнительного финансирования от Конгресса.
Грэм был так уверен, что Иерусалиму нужно дождаться смены власти в Белом доме и подписать соглашение с новым президентом, что Нетаниягу пришлось просить его не тормозить переговоры на заключительном этапе.
Обиду и раздражение сенатора можно понять. Американские конгрессмены постоянно получают просьбы о лоббировании интересов еврейского государства. В последние годы Конгресс выделял Израилю дополнительно около 600 миллионов долларов в год, что практически уравнивало "обычную" помощь предыдущего договора с нынешней, "беспрецедентно высокой". В частности, именно на деньги, утвержденные Конгрессом, была создана противоракетная система "Железный купол". Новое соглашение, заключенное Нетаниягу, отвергает эту помощь и ограничивает полномочия Конгресса в том, что касается поддержки Израиля.
Впрочем, многие в США считают, что эти ограничения справедливы и своевременны.
Газета New York Times пишет, что Израиль всегда получал самую крупную военную помощь США, и на это были основания. Но теперь угрозы существования для еврейского государства уже нет, его армия - самая сильная в регионе, его военная промышленность на высоте, у него есть союзники в регионе. Washington Post публикует статью бывшего премьера Эхуда Барака о том, что Израиль в состоянии сам противостоять иранской военной угрозе. На основании всех этих факторов обозреватели делают вывод: Штатам больше не нужно увеличивать ассигнования на оборону Израиля. Некоторые даже считают, что Обама совершил ошибку, поспешив с договором и ничего не получив взамен, - ведь Белый дом не добился от Иерусалима никаких обещаний по возобновлению диалога с палестинцами.
Очевидно, главной причиной спешки президента было стремление поддержать Хиллари Клинтон, теряющую позиции в предвыборной борьбе с Дональдом Трампом. Сторонники Израиля в США осуждают президента за заключение сделки с Ираном. Увеличенная военная помощь Израилю призвана в какой-то степени компенсировать этот ущерб имиджу демократической партии и вернуть ей голоса части разочарованных избирателей.
Программа республиканцев выглядит более произраильской. Принятые летом поправки отметают идею "двух государств для двух народов" (если ее не выберет сам Израиль), отвергают "ложное понятие об Израиле как оккупанте" и провозглашают Иерусалим неделимой столицей еврейского государства. Что касается Демократической партии, то ее платформа по-прежнему называет проект "двух государств" действенным путем решения палестино-израильского конфликта и ничего не говорит об Иерусалиме. По инициативе Берни Сандерса едва не был утвержден призыв к Израилю прекратить оккупацию и строительство поселений – но тут даже Клинтон поняла, чем грозит такой пункт программы накануне выборов.
Однако представители штаба Клинтон не раз утверждали, что военная помощь Израилю будет увеличена. А вот лучший друг Израиля Трамп в какой-то момент предупредил, что не собирается финансировать другие страны. Правда, по мере приближения к выборам он перестал высказываться на эту тему. Но ряд экспертов считает, что Нетаниягу так спешил с подписанием соглашения, потому что опасается прихода к власти непредсказуемого Трампа, а вовсе не Клинтон.
В этом случае можно понять, почему он решил играть на стороне Обамы и даже помог ему взять реванш в отношениях с Конгрессом. В марте 2015 года Нетаниягу без согласования с Обамой выступил перед конгрессменами. Теперь он без согласования с Конгрессом заключил договор с Обамой. Таким образом, авторитет Белого дома отчасти восстановлен.
Как известно, этой весной Обама отказался увеличить военную помощь Израиля, о которой его просили 83 сенатора. Сейчас он сделал это сам, показав Конгрессу, кто в доме (пока еще) хозяин. В связи с этим запальчивое обещание сенатора Грэма не признавать условий соглашения выглядит скорее как выпад в адрес президента, чем как желание помочь Израилю.
Конгресс хочет укрепить свое влияние и при будущем президенте – и готов использовать для этого Израиль. Президент облегчает путь своему преемнику в Белый дом – тоже за счет Израиля. И хотя в политике США всегда присутствуют обязательства по отношению к еврейскому государству, на первом месте остаются свои интересы. Ситуация с военной помощью – вовсе не исключение.