Когда объединяются враги
Примирение ФАТХа и ХАМАСа застало Израиль врасплох. На фоне кризиса переговорного процесса в Иерусалиме ожидали роспуска ПНА и передачи «ключей» от автономии израильскому правительству. Вместо этого палестинский лидер Махмуд Аббас подписал договор о создании общего правительства с ХАМАСом.
Враждующие палестинские группировки много лет безуспешно пытались объединиться. Однако теперь у них появились серьезные стимулы. ХАМАС лишился практически всех своих заграничных спонсоров, а перекрытие границы новыми египетскими властями поставило сектор Газа на грань гуманитарного кризиса. Махмуду Аббасу нужен был эффектный жест, чтобы сохранить лицо после провала переговоров с Израилем. Теперь ХАМАС не сможет критиковать его за «предательские» контакты с «оккупантами», а противники переговоров – утверждать, что ПНА не представляет весь палестинский народ.
Израиль отреагировал на эту новость резко – объявив о прекращении мирных переговоров, а также пообещав санкции в адрес автономии. Союз с ХАМАСом, по единодушному мнению министров, означает, что палестинское руководство не желает мира. В то время как Иерусалим выполнял условия палестинцев, освобождая из тюрем убийц, Абу Мазен втихомолку готовил соглашение с ХАМАСом, который всегда призывал к уничтожению Израиля, совершил сотни терактов против израильских граждан и выпустил по израильской территории более 10 тысяч ракет.
Объединение группировок раскритиковали и США, где, как и в странах Европы, ХАМАС находится в списке террористических организаций. Представитель госдепартамента Джен Псаки заявила, что Вашингтон готов пересмотреть объем финансовой и гуманитарной помощи Палестинской автономии. Однако в выступлении Псаки прозвучал намек на условие, при котором США признают будущее палестинское правительство – оно должно «отказаться от насилия, признать государство Израиль, согласиться соблюдать предыдущие договоренности и обязательства сторон».
В Газе и Рамалле и так знают, что делать, чтобы не лишиться американских денег. Один из советников Исмаила Ханийе уже заявил в интервью газете Washington Post, что его организация может признать Израиль. Об этом же говорил Махмуд Аббас в телефонной беседе с госсекретарем США Джоном Керри.
По заверениям Абу Мазена, новое правительство, которое он возглавит, будет проводить политику ПНА и стремиться к созданию государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Условием возобновления переговоров станет полное замораживание строительства «за зеленой чертой» и освобождение четвертой группы террористов без лишения гражданства и депортации находящихся в их числе израильских арабов.
Как видно, Аббас пытается убедить и Запад, и палестинцев, что именно он и его соратники будут задавать тон в объединенной автономии. Однако более вероятно, что соглашение усилит влияние ХАМАСа в Иудее и Самарии, и тогда курс на мирное урегулирования вряд ли сохранится.
Не исключено, однако, что хамасовские лидеры допускают смягчение своей позиции и формальное признание Израиля. ХАМАС все больше заинтересован в международной легитимации, и Запад, похоже, готов пойти на этот шаг, заручившись «честным словом» террористов отказаться от насилия. В ЕС пока никак не комментируют объединение двух группировок, да и ряд американских чиновников, включая Джона Керри, призвали израильское и палестинское руководство прийти к компромиссу. Следующим шагом Запада может стать исключение ХАМАСа из «черных списков» и давление на Израиль с целью признания нового палестинского правительства с участием ХАМАСа. В прошлом движение ФАТХ во главе с Арафатом также считалось радикальным и запрещенным во многих странах, однако после соглашений Осло оно было объявлено официальным представителем палестинского народа и полномочным партнером по мирному процессу.
Даже в позиции израильских лидеров можно усмотреть шанс для такого поворота. Так, Нетаниягу заверил, что еврейское государство не будет вести переговоры с новым правительством, «пока ХАМАС не признает право Израиля на существование». Но, как известно, тот же Арафат с легкость заявил о признании Израиля, что не помешало ему поощрять террор и развязать третью интифаду.
Военизированное крыло ФАТХ уже призывает к "вооруженному сопротивлению до освобождения всей Палестины". Не стоит забывать, что в Газе и на Западном берегу действуют конкурирующие радикальные группировки, например, «Исламский джихад». На перерождение ХАМАСа они отреагируют новыми терактами против Израиля.
Худшее, что может ожидать еврейское государство – это «переговоры под огнем», уступки параллельно с усилением террора. Такое в нашей истории уже было. Оптимистичный вариант в данной ситуации придумать трудно, разве что мир между старыми врагами ФАТХ и ХАМАС продлится недолго.