Иран возвращается

Иран возвращается

Предварительное соглашение между Западом и Ираном фактически взято измором. Похоже, главную роль сыграли амбиции участников, которые не хотели признавать, что зашли в тупик.

Так или иначе – документ, обещающий Ирану снятие санкций в обмен на выполнение ряда условий, подписан.

Сам этот факт означает, что с Израилем на международном уровне перестали считаться. В последние месяцы Иерусалим практически потерял возможность влиять на ход переговоров "шестерки" с Тегераном, а также на позицию США.

Судя по соглашению, международное сообщество верит в благие намерения Ирана развивать ядерную программу исключительно в мирных целях. Правда, в нем оговорено, что при нарушении ИРИ условий сделки санкции будут возобновлены. Израильская разведка, разумеется, найдет немало доказательств таких нарушений, но вряд ли мир их примет. Это может произойти только после ухода из Белого дома Барака Обамы, для которого соглашение с Ираном – единственное оправдание полученной авансом Нобелевской премии мира.

Работа над ошибками потребует более серьезной реакции, чем санкции – вплоть до силового решения. К нему Запад сегодня явно не готов, поэтому мантры о мирном иранском атоме будут звучать еще очень долго.

У Европы есть свой интерес в сближении с Ираном. Его возвращение на нефтяной и газовый рынок поможет решить греческий кризис, а также снизить зависимость стран ЕС от российского газа. Немалые надежды возлагаются на Иран в борьбе с Исламским государством.

В целом создается впечатление, что Запад, потеряв контроль над происходящим в регионе, решил сменить союзников и поставить на других игроков. В течение всех переговоров "шестерка" старалась не замечать высказываний аятоллы Хаменеи о том, что Израиль и США остаются врагами Исламской республики.

Очевидно, что ядерная программа Ирана будет развиваться в прежнем направлении. Пока в распоряжении аятолл остается более 30 тысяч центрифуг и исследовательский центр в Форчане, где как раз и ведутся разработки ядерного оружия.

Понимая эту перспективу, другие страны региона – Саудовская Аравия, Турция, Египет – тоже захотят иметь собственную бомбу. Усилится гонка конвенциональных вооружений. Оружейное эмбарго пока не отменено, но экономический рост позволит Ирану вооружаться самому и вооружать террористические группировки вроде "Хизбаллы". В качестве компенсации США увеличат военную помощь своим традиционным союзникам, но Израилю все равно придется повышать расходы на оборону.

Возможны стратегические союзы между Израилем, Египтом, Саудовской Аравией и другими нефтяными монархиями. Однако реально и укрепление другого лагеря. Так, Пакистан, уже обладающий атомной бомбой, приветствовал соглашение и выразил надежду на сотрудничество с Тегераном.

Иран сегодня обладает большими запасами нефти, которую он продолжал добывать в период санкций. Ее продажа вызовет падение цен и ослабление нефтяных держав – прежде всего, Саудовской Аравии и России. В Саудовской Аравии в связи со снижением уровня жизни могут усилиться радикальные элементы, а Россия способна компенсировать свои убытки торговлей оружием и союзом с тем же Ираном.

Заключение сделки также означает политическую и репутационную реабилитацию Ирана в глазах мировой общественности – и дискредитацию Израиля. Белый дом с весны проводит пропагандистскую кампанию, разъясняющую, что любое соглашение с Ираном лучше, чем очередная война. Израиль, выступающий против соглашения, выставляется сторонником войны или, в лучшем случае, паникером.

Сегодня в пропаганде звучит новая тема – мол, интеграция Ирана в мировую экономику выведет ее из застоя. Соответственно, Иерусалим становится врагом всеобщего экономического процветания.

Таким образом, курс на изоляцию еврейского государства только подкрепляется иранской сделкой. Дополнительная опасность – привлечение мирового внимания к ядерному потенциалу самого Израиля.

Иерусалим должен отреагировать на новые реалии, но как будет выглядеть эта реакция, пока трудно понять. Ограничится ли все громкими словами и гневными заявлениями?

Для удара по иранским ядерным объектам время более чем неподходящее – мир озабочен только Исламским государством, и "агрессия" Израиля вызовет массовое осуждение. Да и внутри страны многие не хотят войны – не случайно некоторые военные говорят, что соглашение с Ираном – меньшее из зол.

Рядовым гражданам трудно оценить масштаб опасности за неимением информации. Существует риск, что Нетаниягу пойдет на неоправданную атаку, чтобы доказать свою решительность.

Пока для Биби иранская сделка – повод призвать все политические силы к консолидации и поддержке правительства. Однако при нынешнем внутреннем антагонизме любая позиция власти станет поводом для критики и приведет к еще большей поляризации.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK