Игра на опережение

Игра на опережение

С санкциями или без, при наличии или отсутствии договора с Западом, Иран упорно приближается к созданию атомной бомбы. Сегодня он располагает десятками килограммов урана, обогащенного до 60%, что делает его «ядерным пороговым государством». Само оружие еще нужно собирать, налаживать и испытывать, но точка невозврата пройдена, и Израиль не может закрывать на это глаза. Кроме того, уже мало надежды, что проблема разрешится вмешательством третьей силы или сменой власти в Тегеране. Перед еврейским государством стоит выбор: либо атаковать Иран и уничтожить его ядерные объекты, либо смириться с его ядерным статусом. И то, и другое плохо, но хуже всего, что власть не способна принять решение.

На днях премьер-министр Беннет заявил: «мы находимся в состоянии войны с Ираном и сделаем все возможное, чтобы нейтрализовать угрозу». Оба эти тезиса - ни о чем. Термин «холодная война» придуман в противовес войне настоящей; такую дипломатическую, экономическую и идеологическую войну давно уже ведет против Ирана Запад, но она ничего не изменила. Чтобы нейтрализовать иранскую угрозу, нужно сделать не «все возможное», а невозможное, потому что у Ирана, в отличие от Ирака и Сирии, несколько ядерных объектов, и они хорошо защищены. Так что, по сути, Беннет признался, что Израиль не готов к часу «икс», о котором так много и пафосно говорят в нашем руководстве.

Эта неготовность объясняется тем, что в течение многих лет мы делегировали главную роль своим союзникам в США. Мы и сейчас верим, что в Вашингтоне откажутся от возобновления сделки с Тегераном и подтвердят актуальность силового варианта. Ведь не может же Байден отменить базовый для американской политики принцип гарантии безопасности Израиля! А Иран не может не испугаться американской военной мощи! Мы так сильно надеялись на эту мощь, что сегодня, как осторожно предупреждают военные эксперты, ЦАХАЛу может не хватить ресурсов для серьезного удара по Ирану.

Пока члены израильского правительства изо всех сил пытаются добиться от американского президента и его команды конкретных угроз в адрес Ирана. В итоге Байден нехотя пообещал предотвратить обретение Ираном ядерного оружия. Но, как известно, «обещать не значит жениться»: США не пойдут против своих интересов, а эти интересы заключаются в том, чтобы возобновить «ядерную сделку». Аятоллы в Тегеране это знают и чувствуют свою безнаказанность, тянут время и набивают себе цену, а обогащение урана между тем продолжается.

Признать, что на данном этапе США нам не помощник в борьбе с иранской бомбой, - лишь первый шаг, но даже его Израилю трудно сделать. К тому же непонятно, куда идти дальше. Кто может быть нашим естественным союзником, достаточно сильным и влиятельным, чтобы заставить аятолл прислушаться? Может быть, Россия? В Москве явно не рады появлению новой ядерной державы, но не собираются вмешиваться. Вопрос по поводу карт-бланша ЦАХАЛу на атаки против иранских ядерных объектов остается открытым: России не нужен еще один военный конфликт в регионе, где у нее есть свои интересы. Мы не знаем, о чем договорились Путин и Беннет в Сочи, но непохоже, чтобы российский президент дал Израилю хоть какие-то гарантии.

В самом правительстве нет единого мнения по поводу Ирана. Основной курс внешней политики сейчас направлен на то, чтобы сохранить общий язык с Вашингтоном и сформировать дипломатическую стратегию после заключения ядерного соглашения. Такой позиции придерживается глава МИД Лапид, и ее молчаливо поддерживает Беннет. О готовности согласиться с ядерной сделкой недавно заявил и Ганц, который всегда принадлежал к лагерю «осторожных генералов», уверенных, что Израиль должен предоставить американцам право выяснять отношения с Ираном. В то же время ястребы вроде Либермана уверены в необходимости силового варианта и неизбежности военного столкновения.

Определенные надежды возлагаются на сближение с арабскими странами. Первый официальный визит командующего ВВС Объединенных Арабских Эмиратов в качестве наблюдателя на израильских учениях "Голубой флаг" СМИ назвали настоящим прорывом в отношениях. Конечно, важно, чтобы в ходе вооруженного противостояния с Ираном у нас были потенциальные союзники, которые позволят нашим ВВС использовать свои аэродромы для дозаправки. А если через год или два пройдут совместные маневры Израиля, ОАЭ, Бахрейна, Саудовской Аравии, это произведет впечатление на Тегеран. Но, во-первых, нельзя быть уверенными, что это произойдет, а главное – у нас, возможно, нет в запасе этих двух лет или даже года. Да и не мы одни ищем в регионе союзников – Иран занимается этим уже давно, расширяя свое влияние в Ливане, Сирии, Ираке и даже в Газе. Эта игра на опережение идет сегодня на всех фронтах, и мы проиграем ее, если не начнем рассчитывать только на себя.


Автор//: Ира Коган
 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK