ИГИЛ: далекая близкая угроза

ИГИЛ: далекая близкая угроза

Триумфальное шествие группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), захватившей одним махом изрядную часть Ирака, оказалось тем более пугающим, что недавно о ней почти никто не слышал. Зато теперь об ИГИЛ говорят непрерывно, и достоверная информация перемешена со слухами и инсинуациями.

В Иране полагают, что это проект США, Израиля и Саудовской Аравии, задуманный, чтобы стравить мусульман между собой. Другая версия гласит, что война Израиля с ХАМАСом спровоцирована джихадистами ИГИЛ с целью «раскачать» ситуацию в регионе, втянуть в войну как можно больше участников и территорий (в первую очередь Хизбаллу и Ливан) и усилить ненависть мусульманского мира к Израилю и его спонсору – США.

ИГИЛ, конечно, очень грозная сила, представляющая сегодня, пожалуй, главную опасность для мира. Но как у любой террористической группировки, у нее вряд ли есть далеко идущие стратегические планы. Террор распространяется агрессивно, как раковая опухоль, но чаще всего бесконтрольно.

"Исламское государство Ирака и Леванта" (ISIS, ИГИЛ) появилось в Ираке 10 лет назад как дочерняя организация Аль-Каиды, но позже отделилось и обрело самостоятельность. Сегодня ИГИЛ контролирует обширные территории в Сирии и Ираке, опираясь на радикальные суннитские элементы среди населения. По-видимому, организация намерена переориентироваться на другие страны, поскольку дальнейшее продвижение в Ираке и Сирии осложнено жестким противостоянием с правительственными войсками и враждебными группировками. Новые стратегические цели ИГИЛ – Ливан, Иордания, Синайский полуостров. Причем Иордания, с ее слабой властью и нищим раздробленным населением стоит на первом месте. Среди ее жителей, особенно бедуинов и палестинцев, найдется немало желающих поддержать идею Всемирного Халифата.

Нетрудно заметить, что область интересов ИГИЛ – это страны, граничащие с Израилем, а раскол Иордании будет означать прямую угрозу существованию еврейского государства. Разумеется, боеспособность ЦАХАЛа много выше, чем у бандитских формирований, но все равно это будет тяжелая, долгая, кровопролитная война. В отличие от запертого в Газе ХАМАСа и контролирующей узкий приграничный участок Хизбаллы, ИГИЛ обладает практически неисчерпаемыми ресурсами в живой силе, вооружениях и возможности финансировать военную кампанию – особенно после захвата богатых нефтяных и промышленных районов Ирака.

В Израиле все чаще раздаются голоса о том, что нужно защитить ближайшего соседа ради собственной безопасности. Но многие эксперты уверены, что Израилю, наоборот, нельзя вмешиваться в межмусульманские разборки. Прежде всего, военные действия на территории другой страны дадут повод всему арабскому миру объединиться против «сионистского образования», о чем давно мечтают джихадисты. Угрозы со стороны суннитских радикалов, пока остаются голословными или несостоятельными - например, попытки проникнуть в Газу или обещание выпустить ракету по Израилю в день окончания Рамадана. Так что можно обмениваться с нашими арабскими соседями разведданными, тренировать их военных, налаживать экономическое сотрудничество – но не более того.

Кроме того, ИГИЛ считает своим главным врагом шиитский Иран, поэтому его деятельность чуть ли не на пользу еврейскому государству. Некоторые эксперты вообще видят в войне за Всемирный Халифат положительный момент, поскольку междоусобицы и передел границ отвлечет арабский мир от Израиля.
ИГИЛ действительно не станет связываться с самой сильной армией в регионе, по крайней мере, до того, как разделается с более слабыми первостепенными врагами и постарается занять как можно больше территории. На какой-то период джихадистов задержит жадность – они уже оценили, как выгодно захватывать финансовые и промышленные центры в странах, которые не могут оказать им достойного сопротивления. Но это будет лишь временная отсрочка. Если цели ИГИЛ будут достигнуты, еврейское государство окажется в кольце радикального исламского образования – многочисленного, богатого, хорошо вооруженного, а главное -объединенного.
Но в Израиле не привыкли серьезно относиться к потенциальной угрозе, хотя жизнь много раз доказывала ошибочность такого подхода. Как всегда, сохраняется надежда, что кто-то другой – Иран, США, объединенные арабские силы – разгромит ИГИЛ. Однако даже его уничтожение не станет окончательным решением проблемы. Разрозненные банды и полевые командиры ИГИЛ пополнят ряды других радикальных формирований и, вполне вероятно, переключатся на борьбу с Израилем, поскольку мобилизовать сторонников на нее не составляет труда.

Предотвратить эту угрозу, не вмешиваясь в события, очень сложно. Но именно об этом должны сегодня думать военные и политические стратеги. Иначе очередная война опять застанет нас врасплох.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK