Хранители кабинетов

Хранители кабинетов

Среди отчетов из Газы и сводок об обстрелах севера в СМИ вдруг промелькнула информация столь странная и неуместная, что многие не обратили на нее внимания, несмотря на явный привкус скандала. «Закон о городских раввинах» - что это и зачем? Неужели в разгар войны стране недостает именно раввинов? Разве не очевидно, что сейчас не время обсуждать подобные вопросы и тем более поднимать вокруг них шум? На самом деле, вся эта история исключительно характерна для нашей власти и способов ее функционирования. 

«Закон о религиозных услугах», как он называется официально, отбирает право назначать раввинов у местных советов и передает его главному раввинату и министерству религий. Оказывается, далеко не в каждом из 1034 еврейских населенных пунктов Израиля есть официально назначенный раввин. Правда, до сих пор никто на их нехватку не жаловался. Уж чего-чего, а людей, сведущих в Галахе, имеющих полномочия проводить свадьбы и вести службы в синагоге, в Израиле всегда можно найти. Просто в главном раввинате обнаружили новую кормушку, которая позволяет пристраивать на хлебные должности своих людей и получать из казны деньги на их зарплату. Как же можно было такую возможность упустить!

Как мы знаем, буквально на днях ультраортодоксальная община получила долгожданный подарок в виде закона о призыве, освобождающего учащихся йешив и коллелей от службы в армии. Одновременно Кнессет увеличил возраст нахождения в армейском резерве для «простых смертных», еще больше подчеркнув неравенство между теми, кто несет на своих плечах большую часть обязанностей перед государством, и теми, кого от этого груза доблестно защищают их политические представители. 

Казалось, что на какое-то время лидеры харедим умерят свои аппетиты, но то была напрасная надежда. Законопроект о раввинах, предложенный еще в прошлом году, был вновь представлен законодательной комиссии Кнессета. А когда депутаты Тали Готлиб и Моше Саада отвергли его как несвоевременный, их вывели из состава комиссии (так и хочется сказать: «из класса»). Но все же голосование по закону пришлось отложить, поскольку он вызвал критику даже в рядах Ликуда. Что касается ультраправых, то они законопроект поддерживают, поскольку им тоже не помешают дополнительные должности и деньги. 

Проволочка возмутила членов фракций харедим, которые в очередной раз пригрозили развалить коалицию. В частности, глава ШАС Арье Дери упрекнул Нетаниягу в том, что тому не хватает твердости навести порядок в собственной партии, где кто-то осмеливается иметь собственное мнение, отличное от мнения премьера.

К сожалению, мы снова убедились в справедливости заявления одного из ультраортодоксальных авторитетов о том, что «харедим война не касается». Конечно, нельзя отнести это ко всем, но в целом среди харедимного населения царит именно тот порядок и единодушие, которых, как считает Дери, не хватает в Ликуде. Впрочем, Ликуд недалеко ушел от «Еврейства Торы» и ШАС, ведь закон о призыве был утвержден в соответствии с коалиционной дисциплиной, да и спор вокруг раввинов в итоге наверняка разрешится, как было запланировано. Во всяком случае, никто из однопартийцев не выразил протест против удаления Готлиб и Саада из законодательной комиссии. Оппозиция, конечно, негодует, но на то она и оппозиция. Как мы знаем, те же борцы за правду, оказавшись в министерских креслах, начинают вести себя гораздо осторожнее. 

Мы привыкли винить Нетаниягу в том, что он идет на поводу у харедим и исполняет все их требования. Но может, дело здесь не в том, что премьер испытывает особую симпатию к ультраортодоксальным фракциям и даже не в том, что они ставят правительству ультиматумы, нацеленные на выгоду их электората. Просто другие политики этого не делают. В том же Ликуде случались демарши, но их можно пересчитать по пальцам за всю историю партии. Да, Биби жестко расправляется с бунтовщиками, и нередко их карьера заканчивается вскоре после того, как они попытались возразить премьеру. Поэтому большинство политиков молчат, даже не особенно скрывая, что карьера для них важнее принципов, совести, убеждений. В мирное время такие компромиссы еще можно объяснить, но неужели война так же «не касается» политической верхушки, как и тех, кто готов любой ценой уклониться от призыва?

Вряд ли все депутаты коалиции, промолчавшие после заседания по закону о раввинах и проголосовавшие за закон о призыве, считают эти решения правильными и своевременными. – ведь у многих дети сейчас в армии, в боевых частях. Тем не менее они молчали и голосовали. Так чем они лучше ультраортодоксов? Те хотя бы не поступаются принципами и стараются ради своей паствы. Все остальное послушное коалиционное большинство, по их словам, приносит свою совесть в жертву «сохранению коалиции», но на самом деле во имя сохранения собственных постов, окладов и кресел в уютных кабинетах. Эта порочная система сложилась давно: депутаты голосуют за свои кабинеты, а мы голосуем за них. Но дальше так продолжаться не может.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK