Два корабля, два сапога

Два корабля, два сапога

Два корабля лавировали-лавировали… Впрочем, у Нетаниягу и Герцога есть шанс вылавировать туда, куда они стремятся. Цели у них схожие: Герцог хочет дорваться до власти, Биби – удержать ее. И хотя эти двое постоянно критикуют друг друга, все более очевидно, что они два сапога - пара, а значит, им будет нетрудно договориться.

Несмотря на критику и откровенные оскорбления в свой адрес, Ицхак Герцог сумел отстоять решение об отсрочке праймериз в "Аводе" до июля 2017 года. Теперь он остается председателем партии еще на год. Голосование показало, что поддержка Герцога среди однопартийцев довольно высока: за его предложение выступило 750 делегатов партийной конференции, против – 402.

Тем временем премьер-министр недвусмысленно высказался за расширение правительства за счет Сионистского лагеря. Он почти не скрывает, что придерживает портфель министра иностранных дел для Герцога. О судьбе "Еврейского дома" речи пока не идет, хотя представители двух партий уже не скрывают своих противоречий.
Очередной скандал разразился на заседании правительства в связи с созданием корпорации гостелерадио. Правящая партия открыто обвинила Беннета в планах свалить правительство вместе с левой оппозицией – Лапидом.

Очевидно, что неприязнь между Нетаниягу и Беннета достигла высшей точки, и Биби только ждет возможности заменить "Еврейский дом" на партию Герцога.

Означает ли это, что правительство готовится сделать крен влево, чтобы осуществить очередной этап мирного процесса, опираясь на Сионистский лагерь? Тогда "развод" с "Еврейским домом" выглядит вполне логично. С другой стороны, непонятно, зачем в коалицию введен Либерман, который может не хуже Беннета ставит палки в колеса на пути к созданию палестинского государства.

Но все встает на свои места, если согласиться с тем, что никаким урегулированием Биби заниматься не собирается. Он ведь ни разу не дал понять, что готов в чем-то уступить Абу Мазену или прогнуться перед Хиллари Клинтон, если она станет президентом. Цель у премьера одна – сохранить власть так долго, как это возможно. А для этого в коалиции нужны партнеры, с которыми можно договориться. Герцог в данный момент успешно сдает экзамен на статус такого партнера.

Разумеется, Бужи не собирается всю жизнь оставаться вторым или третьим номером в кабинете Нетаниягу. У него более амбициозные планы. Но было бы наивно считать, что Биби этого не знает. Он прекрасно понимает, что на его место метят и Бужи, и Либерман, и Ципи Ливни, и – чем черт не шутит? – даже Беннет. Удержать власть можно только одним способом: бесконечно тасуя соперников, привлекая к себе одних и отталкивая других, а потом наоборот, и так до бесконечности. Если кому-то эта чехарда надоест, то тем лучше – он выходит из игры. С Ливни это уже практически произошло, хотя кто знает, как повела бы себя лидер "А-Тнуа", если бы "Авода" свергла Герцога. Но Бужи хитрее, чем Ливни и Яхимович, а главное – терпеливее. Именно на его терпение и рассчитывает Нетаниягу. Герцог будет ждать подходящего момента, чтобы рвануться к власти, но Биби ему этой возможности не предоставит.

Есть еще одна причина, почему Нетаниягу хочет включить Сионистский лагерь в коалицию. Если президентом США станет Хиллари Клинтон (а это наиболее вероятно), ей тоже захочется поиграть в мирный процесс. Опираться при этом она будет на левые силы – то есть, на того же Герцога. А когда ее совместные с Герцогом миротворческие планы с треском провалятся – Биби не сомневается, что у него получится их провалить, как не раз получалось с Обамой, - это станет окончательным крахом политической карьеры Бужи. Такой вариант осуществим и без захода Сионистского лагеря в правительство, но фиаско Бужи на посту министра иностранных дел будет выглядеть особенно убедительно. Мало того что Нетаниягу не позволит Герцогу провести в жизнь его мирные инициативы – он еще выставит левого лидера бесхребетным американским подпевалой.

Включая Герцога в кабинет, Нетаниягу особенно не рискует. У Сионистского лагеря нет в правительстве естественных союзников, с которыми он мог бы заключить соглашение с целью свалить правительство. Лидер "Кулану" Моше Кахалон давно понял, что нужно вести себя очень осторожно, если хочешь делать свое дело – перед ним пример Лапида, которому заказан ход в правительство при Биби. Герцог и Либерман скорее будут стараться перехитрить друг друга, чем составят общий заговор.

У Герцога есть только один шанс – дождаться, пока Нетаниягу захочется на покой. Скорее всего, это будет временная передышка, как в 1999 году. Но в качестве хранителя кресла Биби предпочтет не члена своей партии – тогда его возвращение становится сомнительным, - а того, кто докажет свое умение лавировать не хуже его самого. У Герцога это пока получается лучше всех.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK