Дипломатичное молчание

Были ли израильские туристы изначальной целью террориста-смертника в Стамбуле? По информации турецких СМИ, его зафиксировали камеры наружного наблюдения у гостиницы, в которой остановились израильтяне. Официальной версии на этот счет пока нет. Известно, однако, что террорист разделял взгляды ДАИШ.

Представители еврейской общины Турции рассказывают журналистам, что теракт не стал неожиданностью – ощущение близкой беды буквально висело в воздухе, особенно после недавней кровавой атаки в Анкаре. В последнее время, как отмечают эксперты, Турция стала пристанищем для разнообразных террористических группировок и уровень безопасности в стране существенно понизился, что способствует появлению сил, открывших охоту на израильтян.

Израиль отреагировал на убийство своих граждан на удивление сдержанно - в сравнении с другими инцидентами, например, с неоднократными нападениями на евреев во Франции и взрывом автобуса с израильскими туристами в Бургасе (2012 год). Теракт в Стамбуле представляется чем-то вроде стихийного бедствия, в котором наши граждане пострадали по трагической случайности. К этому добавляется еще один странный факт – военно-транспортные самолеты, направленные в Стамбул для эвакуации погибших и раненых, были лишены израильских опознавательных знаков. Как сообщило армейское командование, эмблемы были сняты из-за напряженных отношений с Турцией. Создается впечатление, что Израиль старается ничем не оскорбить чувства Анкары – ни эмблемами своих ВВС, ни лишним упоминанием о жестоком теракте.

С одной стороны, сдержанность Израиля можно понять. Факт, что целью террориста были именно израильтяне, не доказан, следствие по делу только началось. При взрыве погибли и граждане других стран. Можно допустить, что израильтяне, как и другие туристы, стали случайными жертвами. Тем не менее, израильские руководители обязаны достаточно жестко напомнить о своей заинтересованности в скорейшем расследовании события. Это тем более актуально в свете того, что Турцию обвиняют в тайных связях с ДАИШ.

Для интереса можно вспомнить, как отреагировала Турция на инцидент с "Мави Мармара" в 2010 году. Тогда в столкновении с израильскими военными погибли и были ранены напавшие на них вооруженные турецкие граждане, пассажиры корабля. Действия Израиля не были направлены против граждан Турции, еврейское государство всего лишь защищало свои морские границы от вторжения. Однако Анкара тут же прервала дипломатические отношения с Израилем, обвинила его в терроризме и предъявила многомиллионные иски. В Турции прошли массовые антиизраильские демонстрации. Было ограничено воздушное сообщение между двумя странами. Прежде активное сотрудничество в самых разных областях оказалось заморожено на несколько лет и до сих пор не вернулось к первоначальному уровню, хотя Нетаниягу в итоге согласился выполнить все требования турецкой стороны.

Наверное, Израилю не стоит пользоваться случаем, чтобы дать Анкаре "симметричный ответ". Но означает ли это, что не должно быть вообще никакого ответа?

После теракта в Стамбуле израильский штаб по борьбе с террором включил Турцию в список стран с "серьезной и однозначной угрозой" терактов. Однако туристические агентства считают, что поток израильтян в Турцию во время пасхальных каникул возобновится, так как на курортах теракты происходят очень редко.

Высокопоставленная чиновница из правящей партии президента Турции сразу после теракта публично высказала пожелание, чтобы все раненные израильтяне погибли. Премьер-министр Нетаниягу велел МИД всего лишь потребовать от турецких властей извинений за это возмутительное заявление. Позже поступила информация о том, что чиновница была уволена – и инцидент оказался исчерпан.

У Турции и Израиля сегодня есть общие интересы – это борьба с ДАИШ и противостояние иранской экспансии в регионе. Поэтому понятно стремление еврейского государства сохранить едва восстановившееся доверие с Анкарой. Не случайно после теракта в Турцию отправился гендиректор МИД Израиля Дори Гольд. Таким образом, наше правительство использует трагическое событие не для разрыва, как это делала в свое время Турция, а наоборот, для укрепления связей между странами. Однако происходит это укрепление как-то стыдливо – с замалчиванием факта, что именно израильтяне становятся целью террористов в Турции и со снятием опознавательных знаков с наших самолетов. В том же ключе осуществляется сближение с другими мусульманскими странами – Израиль признает, что их население не одобряет этих шагов своих руководителей и сознательно держит "низкий профиль". С точки зрения дипломатии это мудро и дальновидно. И все же не стоит приносить в жертву дипломатии наше национальное достоинство и память о наших погибших согражданах.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK