Бело-голубая надежда
Объединение «Кахоль лаван» и «Новой надежды» сопровождалось обещаниями центристской политики, стабильности и формирования широкой коалиции без экстремистов. Радужные прогнозы озвучивает главным образом Бени Ганц; Гидеон Саар более сдержан. По всему очевидно, что Ганц – главный бенефициар этого альянса или, по крайней мере, считает себя таковым. Что касается Саара, то он спас себя и свою партию от падения ниже электорального барьера, но вряд ли выиграл что-то еще.
Дело даже не в том, что он стоит в предвыборном списке после Ганца, а его людям отведена лишь треть мест. Самое грустное – «Новая надежда» перестала быть для страны надеждой, и тем более новой. Избиратель вправе спросить: кто вы, господин Саар? В чем ваша миссия, кроме уравновешивания предполагаемой коалиции Ганца, чтобы она не скатилась влево? Что вы можете предложить народу Израиля после многообещающего демарша против Нетаниягу и тихого прозябания в правительстве Беннета-Лапида?
Сегодня у Саара нет ответа, но не исключено, что он знает, что делает. Союз с Ганцем дает ему шанс пережить тяжелые для его партии времена и даже занять в правительстве пост, на котором можно себя показать. Кроме того, для второго номера сохраняется опция стать первым, хотя обычно это происходит не в самый подходящий момент или не происходит вообще.
Но все это возможно, если мечта Ганца о широкой коалиции станет былью, что пока очень и очень сомнительно. Если сам глава «Кахоль Лаван» это понимает, то его рассуждения о будущем правительстве можно расценивать лишь как предвыборный прием для повышения рейтинга. Но, насколько мы знаем Ганца и его амбиции, он действительно верит в свои утопические планы.
Прежде всего, совершенно не факт, что союз «Кахоль Лаван» и «Новой надежды» принесет им в сумме больше голосов, чем каждая партия набрала бы по отдельности. Да, пока социологи обещают им 15 мандатов, но давно известно, что не стоит полагаться на опросы. За оставшееся время Нетаниягу сделает все, чтобы вернуть себе умеренно правый электорат, покинувший Ликуд ради «Новой надежды». За убежденных противников принципа «только Биби» поборются «Ямина», НДИ и, возможно, какие-то новые списки. Шансы Саара сохраняются лишь до тех пор, пока у правых центристов-антибибистов нет достойной альтернативы. Стоит такой альтернативе появиться (или стоит обществу поверить, что она есть), его сторонники и однопартийцы побегут туда толпой, и «Новой надежде» придется окончательно распрощаться с надеждой.
Ганц в этом случае поймет, что поставил не на ту лошадь, что собирать под одной вывеской политических лузеров, чтобы сформировать из них крупное боеспособное движение, – плохая идея. Но будет уже поздно. В политике сложение вовсе не обязательно дает более крупное число, а количество не всегда переходит в качество. Бывший глава генштаба уже наступал на эти грабли, когда впервые участвовал в выборах, однако опыт ничему его не научил.
Кстати, сам Ганц может стать причиной оттока избирателей «Новой надежды». Его частые свидания с Махмудом Аббасом раздражают даже умеренных правых. Что касается стараний привлечь к списку еще одного бывшего главкома Гади Айзенкота, то мода на свадебных генералов в политике уже прошла, и то, что Ганц этого не заметил, свидетельствует не в его пользу.
Но допустим, что первичная цель объединения достигнута: «Бело-голубая надежда» Ганца – Саара получила примерно полтора десятка мандатов и стала одной из крупнейших фракций в Кнессете. Для формирования обещанной нам широкой коалиции этого мало; ресурс малых фракций, способных к этой коалиции присоединиться, ограничен. Даже с участием ШАС и «Еврейства Торы», которые благоволят к Ганцу, большинство не складывается. Но если представить себе невероятное - Ганцу удалось сформировать правительство без Лапида и Биби, - это будет такое пестрое и разношерстое собрание, по сравнение с которым кабинет Беннета-Лапида покажется сплоченной группой единомышленников. Этому винегрету будут противостоять хорошо сыгранная команда «Лапид плюс левые с арабами» и идеологически единый блок Ликуда и правых партий. В таких условиях правительство продержится не больше пары месяцев и либо развалится из-за внутренних противоречий, либо падет жертвой вотума недоверия.
В реальности Ганцу и Саару придется выбирать между союзом с «Еш атид» и левыми (в этом случае разговоры о правом центре заведомо бессмысленны) и возвращением под крыло Ликуда и его крайне правых партнеров (тогда придется отказаться от идеи умеренной коалиции без радикалов). Таким образом, все обещания, которые сегодня раздает Ганц от имени своего нового списка, заведомо невыполнимы. Голосуя за «Бело-голубую надежду», избиратель получит либо правительство Биби, либо еще одну лево-центристскую коалицию, причем никто не знает заранее, что именно.