Беда, откуда не ждали
В создании правительства национального единства больше всех заинтересованы депутаты Объединенного арабского списка. Оставшись самой крупной фракцией в оппозиции, они возглавят ее и получат уникальный шанс впервые в истории активно влиять на политику Израиля.
По закону Премьер-министр обязан держать лидера оппозиции в курсе вопросов политики, экономики и безопасности, в том числе запланированных операций ЦАХАЛа. Глава оппозиции встречается с иностранными деятелями, выступает на официальных мероприятиях и присутствует на закрытых обсуждениях комиссии Кнессета по внешней политике и обороне.
Проблема здесь не только во влиянии на политику Израиля, но и в доступе к секретной информации. Как известно, в партию БАЛАД входил беглый депутат Азми Бшара, подозреваемый в помощи Хизбалле во время Второй Ливанской войны. Его коллега Ханан Зоаби обвиняла израильских солдат в «пиратском нападении» на «флотилию мира» в 2010 году и одобряла иранскую ядерную программу как «сдерживающий фактор против экспансии Израиля». В 2009 году БАЛАД была снята с выборов за непризнание Еврейского Государства и призыв к вооруженному конфликту (позже Верховный суд отменил это решение).
Сегодня партия отказалась поддерживать даже кандидатуру Бени Ганца как «слишком правого». Объединенный список выступает за создание палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Иерусалиме и требует отмены закона о национальном характере (Хок Леум). Одним словом, в Израиле набирает вес политическая сила, враждебная Еврейскому Государству и не признающая его основных ценностей.
Как же получилось, что в борьбе друг с другом ведущие партии упустили реальную угрозу?
Главной причиной укрепления арабского присутствия в Кнессете называют высокую явку избирателей, что в свою очередь вызвано созданием Объединенного списка. На сентябрьских выборах проголосовало 59% израильских арабов, обладающих правом голоса, – на 10% больше, чем в апреле, когда в Кнессет баллотировались четыре арабские партии. На активность повлияло и популистское заявление главы списка Аймана Уды о намерении войти в правительство. В арабском секторе работали сотни агитаторов, была организована подвозка из отдаленных бедуинских поселений.
Но сами арабские политики объясняют свой успех агрессивной кампанией, которую вел против них Нетаниягу. По замыслу, эта атака была направлена на Ганца и левые партии, но, пугая страну «арабской угрозой», Биби разозлил израильских арабов и заставил их прийти к избирательным урнам.
Это грубый просчет политика, который позиционирует себя как лидер всего государства Израиль. В нашей стране почти 2 миллиона арабских граждан (включая друзов и черкесов, многие из которых голосовали за Объединенный список). Не считаться с ними невозможно. Если в следующий раз на избирательные участки придут не 59%, а 70% израильских арабов, друзов и бедуинов (а это вполне реально), их фракция может стать самой крупной в Кнессете.
Главе Ликуда следовало бы высказываться более дипломатично – не об «арабской угрозе» вообще, а об опасности прихода в политику тех, кто ассоциирует себя с палестинскими экстремистами и поддерживает борьбу против Еврейского Государства. Помимо всего прочего, это было бы справедливо, так как среди последних встречаются и евреи. Расчет на то, что арабское население проигнорирует и нападки, и сами выборы, не оправдался. Оскорбленное арабское общество поставило своей целью свергнуть правительство Нетаниягу – и в этом оказалось солидарно с «Кахоль Лаван». Арабские голоса принесли Бени Ганцу от одного до двух мандатов; за его список проголосовало больше арабов и друзов, чем за МЕРЕЦ.
Ганц повел себя разумнее, чем Нетаниягу, – он не обещал арабским избирателям поддержки в политических вопросах, но предлагал сотрудничество в решении социальных и экономических задач. Стоит вспомнить, что радикализация арабского сектора произошла, в числе прочего, потому что израильские политики долгие годы игнорировали их повседневные нужды. Трудно поверить, но в 90-х многие арабские жители севера голосовал за Ликуд! Увы, сегодня среди арабских лидеров почти нет умеренных политиков, готовых к сотрудничеству.
Ситуация была бы не столь критичной, если бы правые избиратели также проявили высокую электоральную активность. Но они не приняли всерьез арабскую угрозу, которой их пугали слишком часто. Многие сторонники Ликуда остались дома, устав от истерик Нетаниягу и веря, что «непобедимый Биби» справится без них.
Вся грязная предвыборная кампания с ее взаимными нападками и упреками оказалась на руку арабским политикам. Возможно, и в Кнессете им нетрудно будет манипулировать еврейскими парламентариями, играя на их амбициях и используя их разногласия. Правда, в самом Объединенном списке хватает внутренних противоречий, из-за которых блок может распасться. Но, как мы убедились, ненависть к еврейскому Израилю и жажда власти служит мощным объединяющим фактором.
Автор//: Ира Коган