37-й Всемирный сионистский конгресс – что ожидает евреев?
С 20 по 22 октября в Иерусалиме проходил 37-й Всемирный сионистский конгресс. Он состоялся в сложный для Израиля период, когда страна вынуждена противостоять волне террора и усилившемуся внешнему давлению.
Сионистский конгресс является представительным собранием евреев всего мира. Впервые он состоялся в 1897 году в Базеле под руководством Теодора Герцля. Его целью было объединение еврейских общин мира для создания еврейского государства. С 1951 года конгресс переехал на «постоянное место жительства» в Иерусалим.
Сегодня Всемирный сионистский конгресс является центральным законодательным органом, управляющим ведущими еврейскими организациями мира – Всемирной Сионистской Организацией, Еврейским агентством для Израиля (Сохнут), «Основным фондом» (Керен а-йесод) и «Еврейским национальным фондом» (Керен каемет ле-Исраэль).
Конгресс проводится раз в 4 года. Примерно 42% из 750 делегатов избираются сионистскими федерациями более тридцати стран, пропорционально численности еврейской диаспоры. Ещё 25% присылают израильские сионистские партии пропорционально их представительству в Кнессете. Оставшиеся 33% представляют одиннадцать международных сионистских организаций.
В результате делегаты распределяются следующим образом:
Съезд этого года, безусловно, стал особенным, ярко отразив растущие угрозы безопасности Израиля и его международную делегитимизацию. Лейтмотивом встречи стала необходимость объединения народа, несмотря на все различия между нами. Ведь ситуация складывается так, что евреи Израиля и мира могут рассчитывать только друг на друга. Но готовы ли мы к такому поручительству? Корреспонденты Открытого телеканала поговорили об этом с делегатами.
Алекс Сельский, член правления Всемирной сионистской организации и Попечительского совета Еврейского агентства:
Главная проблема еврейского народа – это разногласия внутри себя. Различные представители самой богатой еврейской общины в мире – американской – находятся в разногласии друг с другом относительного своего дома. Если американцы хотят подписать договор с нашими врагами, они садятся и смотрят: «65 процентов нас поддержат, а 35 процентов не поддержат. Хорошо, мы готовы скинуть 35% с этой формулы». Но если бы они знали, что все еврейские деньги, вся еврейская мощь, вся еврейская политическая сила сплочена – они бы думали по-другому.
Ари Каган, делегат от объединенного списка русскоязычной Америки:
Мы объединили наши силы, чтобы отстаивать необходимость единства Израиля. Есть фракции, силы и движения на Конгрессе, которые проталкивают абсолютно антисемитские, антиизраильские резолюции, против всякого здравого смысла. Они считают, что главные поджигатели и разжигатели ненависти – это евреи, что все преступления на почве ненависти совершают евреи, что Израиль – это государство, которое надо радикально исправлять, потому что оно плохо относится к арабам. Союз реформистских синагог, приехав из Америки, предлагает резолюции, которые мог бы одобрить парламент Ирана.
Мы будем голосовать против всех этих резолюций. Мы выступим с резолюцией, чтобы ни одного цента не было перечислено любой организации в Израиле или за его пределами, которая связана с BDS (Boycott, Divestment and Sanctions). Не могут сионисты поддерживать движения, которые хотят задушить Израиль.
Мы должны в первую очередь разобраться внутри самого еврейского народа. Желательно добиться единства.
Многие в диаспоре не понаслышке знают о проблемах Израиля. Как следствие, для них становится актуальным вопрос об алие. По словам министра абсорбции Зеэва Элькина, ее цифры растут достаточно быстро:
Сионистское движение, как и государство Израиль, должны воспользоваться этим шансом и увеличить население страны. При этом важно не только принять алию, но и правильно подготовить её на местах. Нужно донести до людей те возможности, которые здесь есть, не скрывая от них трудности.
К сожалению, помимо репатриации, в общинах разных стран действует намного более сильный тренд «растворения». Ассимиляция – одна из основных угроз, стоящих перед мировым еврейством. В США её темпы откровенно пугают: после 2000 года доля смешанных браков возросла до 57%, а за вычетом еврейского населения Большого Нью-Йорка – до 70%. По данным Pew Research Center, в смешанные браки вступают 79% нерелигиозных евреев и 36% религиозных. Что касается русскоязычных общин, Зеэв Элькин полагает, что Израиль может послужить им «якорем» и объединяющим фактором:
Каждый еврей – часть цепи, которая связывает меня с моими предками на протяжении тысяч лет. Каждый еврей – часть культуры, традиции, которую они сберегали, несмотря на гонения и тяжелую жизнь. И ответственность каждого в том, чтобы эта цепочка не прерывалась.
Главный вызов в еврейских общинах – как сохранить свою идентификацию. Для русскоязычных евреев одним из эффективных элементов идентификации является Израиль. У человека много друзей, родственников живут в Израиле, и он болеет за Израиль как за что-то живое. Это может стать одним из тех гвоздиков, на которых строится еврейская самоидентификация.
Центральная тема Конгресса сформулирована следующим образом: как сионистское движение может использовать современные средства для достижения непреходящих целей? Большинство участников сошлись на том, что у разрозненного народа нет ни малейших шансов обеспечить свои долгосрочные цели и даже осуществить первоочередные задачи. Со временем мы всё более зависим от сплочения в своей среде.
Михаил Лобовиков, председатель «Ликуд Россия»:
Если мы будем вместе думать о том, как нам преодолеть внутренние и внешние угрозы, это залог нашего будущего успеха. Взаимная ответственность – это то, что поддерживало нас и в годы рассеяния, и в годы построения государства Израиль. Для большинства это естественная реакция, когда они слышат, что еврей находится в опасности.
Борис Талес, делегат от объединенного списка русскоязычной Америки:
Я приехал, чтобы разобраться, как поддержать Израиль. Нужно, чтобы в Израиле все помирились друг с другом. Сколько можно воевать друг с другом? Как можно в этой междоусобице построить государство, пользующееся уважением и поддержкой в мире? Это невозможно.
Объединение народа Израиля необходимо и не требует комментариев, но как его объединить? Где взять эту технологию? Какую тактику выбрать в борьбе за объединение? Есть стратегические цели – мир во всем мире. Но сначала нужно достичь мира в Израиле.
Заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя», теоретически, может быть решением междоусобицы и самоненависти, однако на практике этого не получается. Заповеди прекрасны, но это только теории, так как люди им не следуют, и поэтому мы имеем то, что мы имеем. Чтобы утопию превратить в реальность, нужна культура, образование, чтобы все получали образование в определенном направлении, и, образовываясь, люди понимали, чтó нужно делать.
Действительно, целая пропасть пролегает между словами и делами. Примером этому стали непростые отношения российской и украинской делегаций, которые демонстративно игнорировали друг друга. Разумеется, они оказались в чрезвычайно сложной ситуации, и, тем не менее, если мы не научимся наводить мосты между собой, то как сможем договариваться с миром? Ведь наше разобщение, в конченом итоге, всегда использовали против нас. И только единство позволяло нам преодолевать невзгоды.
Михаил Ткач, директор Объединенной еврейской общины Украины:
Все еврейские души – одна душа. Нам нужно понять это с точки зрения реальных взаимоотношений между нами. Нам нужно договориться между собой, а народы сами придут. «Свет для народов» – это не пример умного еврея, а пример наших отношений. Всё, что мы должны показать миру – это как мы любим друг друга.
В целом, можно сказать, что Конгресс ознаменовался «работой над ошибками». Его делегаты честно признавались в конфликтах и противоречиях и искали пути их решения. Корень всех наших бед – внутренний раскол. Если это понимание будет претворяться в дела, возможно, у нас, наконец, появится шанс справиться со своими проблемами раз и навсегда.