О свойствах дырявых крыш

Предпочесть дырявую крышу целой – абсолютное еврейское свойство. Я бы сказал, самое еврейское. Настолько еврейское, что только на основании его лично я выдавал бы теудат оле.

Да сядьте вы. Успокойтесь. Я пошутил. Суккот на дворе, праздник веселый.
Я хочу сказать, никакой счет в банке и никакой бастион никогда не покажутся еврею достаточно надежными. Ему всегда будет хотеться чего-то неизвестно чего. И от «котлов с мясом и чесноком» в уютном и сытном египетском рабстве его будет\должно тянуть в пустыню.

Это беспокойство – наш главный дар от природы. Благодаря ему мы – абсолютные чемпионы мира по научным открытиям. Однако это только побочный эффект.
Нам не подходит ничего, что чрезмерно полезно. И объяснение этому, как ни странно, вполне понятное, мы найдем в каббале: строение еврейской души подобно «Сукке».

Отлично понимаю, как странно это звучит. Душа – это, вероятно, нечто эфемерно-воздушное. А «Сукка» – просто шалаш, собранный из жердей и веток, купленных за деньги с грузовика. Какая связь?

Отвечаю: никакой. Кроме одного. И то, и другое строится из казалось бы совершенно негодного мусора. «Сукка» – из дырок. Душа – из чувства, лишенного всякого расчета и даже причины. Чувства, что помочь чужому человеку невероятно важно. Настолько, что даже сама фраза «возлюби ближнего, как самого себя» больше не кажется туманной абстракцией, лишенным основы, а главным правилом жизни.
Не рационально? В высшей степени. А что мы делаем рационально? Учим детей? Питаемся? Составляем пары?
Почему бы нам вместо всей этой бестолковой толчеи не остановиться и не прислушаться к голосу мудрецов, установивших нам праздник Суккот? И подождать, откликнется ли в нас что-то беззвучным эхом?
Вот что нам говорят книги по каббале. Душа существует, и она одна на всех. Все, что нам нужно сделать, это собрать ее части. Стать единым целым.

Сказать это проще? Пожалуйста. Объединиться как народ. Над секторальными распрями, над политическими интересами, над цветом кожи, ближние и дальние, во имя объединения как такового. По зову своей еврейской тяги ввысь.

И тогда Суккот обещает нам семь дней.  Семь ступеней подъема. Новое зрение, которым мы увидим единство всего живого, радость и мир.
С праздником!

Михаил Розенштейн

На правах рекламы

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK