Беринг Брейвик расколол норвежское общество
На очередном заседании окружного суда Осло по делу о терактах 22 июля, обвиняемый Андерс Беринг Брейвик заявил, что его поддерживают многие, и даже больше, чем кажется.
"Я получил уже триста или пятьсот писем", - сказал Брейвик в суде. Он также считает, что каждое письмо говорит о существовании многих, кто сочувствует ему, но не решается отправить письмо ему в тюрьму.
"Исходя из 300-500 писем, что я получил, если за каждым написавшим стоит тысяча человек, то эти письма представляют 300.000 или 500.000 человек, а если за ним стоит по 100.000 человек, то это составляет от 30 до 50 миллионов человек", - сказал он.
Брейвик также сказал, что надо провести опрос, в котором люди могли бы высказаться о том - что они думают по поводу терактов, которые он совершил.
"Этого еще не было сделано, но СМИ должны провести такой опрос, в ходе которого люди могли бы выразить то, что они думают", - добавил Брейвик.
После двойного теракта 22 июля, в котором были убиты 77 человек, норвежское общество, постепенно отойдя от шока, старается показать свое единство, толерантность, и взаимную любовь норвежцев, даже если в прошлом они были мигрантами. Слова "трагедия 22 июля сплотила норвежцев", или "в нашем обществе нет места насилию" в той или иной форме попадаются в центральных СМИ раз в неделю.
В крупных норвежских изданиях практически невозможно найти материал, который поддерживал бы идеологию Беринга Брейвика. Поддержку его действий не встретишь даже в комментариях читателей, что вполне понятно - ни один серьезный ресурс не пропустит комментарий, поддерживающий террор.
Но больше всего норвежские СМИ боятся стать трибуной самого страшного террориста не только самой Норвегии, но и всей Европы, и вряд ли кто-то откликнется на его призыв - провести такой опрос.
Тем не менее, иногда публикуются сообщения о письмах с угрозами в адрес некоторых членов Норвежской рабочей партии, включая лидера ее молодежного крыла Эскиля Педесена, который был целью Брейвика в летнем лагере партии "Утвика" на Утойе.
Правые, и даже крайне правые политические движения и организации, все в течение нескольких первых дней после терактов отвергли какую либо связь с террористом. Партия прогресса, в которой Брейвик состоял до 2006 года, оказалась в крайне неприятной ситуации, и даже осудив, как его действия, так и идеи, все равно продолжает получать шишки от левых за "агрессивную риторику в адрес мигрантов", "породившую террориста Брейвика".
Но если пройтись по менее заметным информационным сайтам, даже не имеющих отношения к правому крылу, форумам и блогам, то картина становится не такой радужной. Если отбросить комментарии зарубежных пользователей, то получится, что среди норвежцев, по меньшей мере, четверть поддерживают идеи Андерса Беринга Брейвика. При этом большинство из них отвергают террор как метод политической борьбы.
И, конечно, есть и видимое меньшинство, которое открыто поддерживает даже совершение терактов в отношении своих сограждан. Причем возрастная категория не ограничивается "глупой молодежью" с крайне правыми или экстремистскими взглядами. Неожиданно жесткие комментарии приходят и от пожилых людей, коих тоже не мало.
Какова доля тех, кто не ведет блогов или никогда не скажет об этом публично? Пожалуй, тут бы и помог такой опрос, который для большей чистоты результатов он должен быть анонимным. Но тогда может получиться так, что норвежское общество вовсе не едино, а расколото на два крупных лагеря. Кто решиться открыть этот ящик Пандоры?
Огромное число писем поддержки, приходящих на имя Брейвика в тюрьму "Ила", тоже не идет на пользу пропагандируемого единства норвежцев.
Заявление Брейвика, сделанное на прошлой неделе в суде, еще больше омрачает картину.
На судебных слушаниях полиция сообщила, что следователи не изучали 8.000 контактов электронной почты, на которые подсудимый собирался отправить свой сборник, известный как "Европейская декларация независимости - 2083".
Прокуратура пытается доказать, что Брейвик - сумасшедший одиночка, за которым никто не стоит. При этом сам Брейвик не сильно переживает по поводу неверия прокуроров в существование воссозданного, по его словам, ордена тамплиеров - Pauperes Commilitones Christi Templique Solomonici (Бедные солдаты Христа и Храма Соломона). Предположительно это могло произойти в апреле 2002 года в Лондоне.
Ранее он утверждал, что среди этих адресатов есть члены той самой воссозданной сети тамплиеров.
"Я думаю, что следователи пытаются оправдаться за то, что они не хотят изучать 8.000 адресов электронной почты. Это хорошо для меня, но в течение года и трех месяцев будет доказано, что они не правы. Потом будет еще одно нападение", - сказал Брейвик.