Недетский вопрос детских пособий
Зачастую мы недооцениваем всю важность детских пособий, выплачиваемых государством. У родителей, живущих на пособия или зарабатывающих минимальную зарплату, нет возможности скопить необходимую сумму на то, чтобы отправить детей учиться в высшие учебные заведения, хотя именно там проходит дорога, уводящая от черты бедности. И ежемесячное детское пособие, откладываемое в сберегательную программу, может помочь оплатить — хотя бы частично — учебу на первую степень.
Но дороговизна жизни в Израиле берет свое, и именно в бедных семьях «детские» деньги становятся частью ежемесячного бюджета семьи. В некоторых странах правительство берет на себя решение отложить часть детских пособий в сберегательную программу, предлагали подобную модель и в Израиле. Не кто иной, как Бужи Герцог, занимавший в 2010 году пост министра соцобеспечения. Герцог был настроен решительно, но на его пути встали ультраортодоксы и Минфин. Первым деньги нужны были сейчас, а не через двадцать лет, так как их избиратели тратят эти деньги на жизнь. Минфин, в свою очередь, напрягала бюджетная стоимость проекта, и сберегательная программа так и осталась идеей.
И вот нынешнее правительство, которому уже не хватает более 10 миллиардов шекелей на то, чтобы свести концы с концами, торжественно объявляет о революции. После того как министр финансов Кахлон не смог убедить ультраортодоксов просто отказаться от запланированного увеличения детских пособий, он внезапно стал лучшим другом всех детей, а его путеводной звездой стала забота об их будущем. Министр предложил выплатить половину суммы в 2016 году, а еще половину в 2017, и она будет направлена в сберегательную программу. Де-факто на первого и пятого ребенка родители не получат ничего – 50 шекелей уйдут в сберегательную программу, но пособие на второго, третьего и четвертого ребенка вырастет на 58 шекелей, и еще 50 пойдут в копилку.
Можно было бы порадоваться, но мешает ощущение какой-то неправильности. Во-первых, никто не скрывает, что для Минфина программа служит отдушиной, которая позволяет ему перевести часть обязательств на 2017 год. Такая причина как-то не вяжется с заботой о детях. Во-вторых, вызывает беспокойство сумма. Почему 18,000? Ведь номинально в копилке будет 10.800 шекелей, но в Минфине утверждают, что вычисления сделаны на основе 4% на вклады (капитализация процентов). Им конечно виднее на 18 лет вперед, но почему 4%? А если мы еще лет десять будем жить с нулевой учетной ставкой и мизерной инфляцией? Каждый год в Израиле рождаются более 150 тысяч младенцев, кто будет «спонсировать» им процент? Не слишком ли дорого обойдется нам всем эта программа?
Но на самом деле все эти вопросы не настолько важны на данном этапе. Кто сказал, что программа действительно начнет действовать в 2017 году? Министерство финансов? Так оно может потом перенести и на 2018 год. Обещать — это не деньги платить. И кто из нас верит в то, что в 2017 году в Израиле будет править нынешнее правительство? Надо быть большим оптимистом, что верить в это.