Бывший начальник Генштаба опасался, что не удастся спасти ни одного заложника
Бывший начальник Генштаба Герци Халеви в первые дни войны считал, что спасти хотя бы одного из заложников бойни 7 октября будет невозможно. О ”высокопоставленном чиновнике” недавно в одном из своих выступлений рассказал премьер-министр Нетаниягу.
Халеви высказал это мнение на совещаниях высшего командования ЦАХАЛ в начале войны, когда в приграничной полосе царил хаос, а Израиль еще не знал точного числа заложников. Об этом стало известно газете "Исраэль хайом" из источника в системе безопасности после высказываний премьер-министра на пресс-конференции, состоявшейся в среду, 21 мая.
На пресс-конференции Нетаниягу сказал: "В начале войны кто-то сказал, что, возможно, нам не удастся вернуть даже одного заложника. Так он сказал, очень высокопоставленный человек. Я считал иначе и действовал иначе, и этот путь доказал свою эффективность". Нетаниягу не назвал Халеви по имени, но выяснилось, что именно о нем шла речь.
"Исраэль хайом" стало известно, что слова Халеви были произнесены в течение первых 24-48 часов войны. Бывший начальник Генштаба, как и многие другие высокопоставленные командиры, опасался, что в условиях хаоса, связанного с похищением израильтян, жители Газы могут устроить линч заложникам.
Это происходило потому, что ни Израиль, ни ХАМАС еще не знали точного числа заложников, а дискурс в Газе был крайне агрессивным, и ситуация на местах была напряженной. Опасения системы безопасности заключались в том, что при отсутствии контроля разъяренная толпа в Газе расправится с заложниками.
Через несколько дней, когда стало понятно, что ХАМАС установил контроль и передал указания сохранять заложников и рассматривать их как актив, оценка в системе безопасности изменилась. Только тогда накопилась разведывательная информация, указывающая на способность ХАМАС контролировать судьбу людей и использовать их в качестве козыря для переговоров.
В окружении бывшего начальника Генштаба отмечают, что спустя несколько дней, и особенно после наземной операции, которую, по их словам, Нетаниягу опасался начинать, стало ясно, что спасение заложников возможно, и директива, которая была передана, указывала именно на это. На этом фоне генерал-лейтенант Халеви уже 30 октября, через три дня после начала наземной операции, утвердил проведение рейда по освобождению наблюдательницы Ори Магидиш.