В Израиле надо решать социальные проблемы, а не секторальные
Это очень удобно, делить общество на сектора и приводить в пример ультраортодоксальные партии, способность которых выбивать деньги в рамках коалиционных соглашений может стать основой учебника по ведению переговоров. Политические лидеры сектора получают полную поддержку от своих избирателей, которые не уверены за кого голосовать только тогда, когда в этом не уверены их раввины. Но вопрос в том, что же получают избиратели взамен? Несмотря на многолетние успехи в политике, сектор живет в нищете и невежестве. Почему-то те, кто ставит нам в пример ультраортодоксов, не любят упоминать тот факт, что речь идет о самом бедном секторе в израильском обществе, в котором 54% семей живут за чертой бедности.
И с каждым годом ситуация ухудшается вне всякой связи с тем, сколько денег выбили их партии из правительства. Это замкнутый круг, когда избиратели вынуждены поддерживать свои партии, чтобы получить очередные подачки и продолжить нищенское существование. Вы слышали когда-либо, чтобы депутаты ультраортодоксальных партий требовали пенсии или строительство социального жилья в Бней-Браке? Навряд ли, ведь они просят только то, что можно получить. И, кстати, делают это с умом. Там, где речь идет о миллиардах, разговор вовсе не идет об ультраортодоксах. Повышение детских пособий, сберегательные программы для детей, расширение бесплатной стоматологической помощи, снижение цен на товары и услуги — это для всех. В результате есть достижения без постоянного упоминания сектора, но эти достижения не меняют жизнь ультраортодоксов к лучшему.
Пример ультраортодоксов любят приводить, вспоминая так называемые «русские» проблемы. Вот уже почти четверть века репатрианты из бывшего СССР пытаются убедить всех, и прежде всего самих себя, что являются сектором. Получается из рук вон плохо. Единственное, что нас объединяет, кроме Нового года и любви к «русским» продовольственным магазинам, это чувство, что нас недолюбили. Сегодня, четверть века после большой алии, у нас нет лидеров, потому что те, которые претендовали на эту роль в прошлом, всех глубоко разочаровали. И мы не учимся на собственных ошибках.
Достаточно появиться кому-то, кто начинает вещать с трибуны или с экрана телевизора о том, что пора решать «русские» проблемы — и ему снова верят, хотя бедность не приехала в Израиль в 90-е, социальное жилье прекратили строить еще в 70-е, обязательные пенсионные отчисления появились только в 2008 году. Нет в Израиле русских проблем, есть социальные. Всем нужна крыша над головой, никто не хочет провести старость в нищете, и никто не хочет растить детей, с трудом сводя концы с концами. Так что хватит делить нашу маленькую страну на сектора, проблем это не решит.