Синдром Аннаполиса
Как сообщает израильский министр образования Нафтали Беннет, в ближайшие пять лет возглавляемое им министерство целенаправленно потратит 900 миллионов шекелей на привлечение в высшие учебные заведения Израиля арабских студентов. Задача данной программы — увеличить численность арабских студентов еще на 9.000 человек.
Следует отметить, что к настоящему времени, например, в Хайфском Университете около трети студентов — из арабской общины.
Примерно такая же пропорция между учащимися, арабами и евреями — и в университете “Бен-Гурион” в Бэер Шеве.
В Иерусалимском и Тель-авивском университетах, а также в университете Бар-Илан, число арабских студентов примерно соответствует соотношению еврейского и арабского населения Израиля — 10-20% студентов составляют арабы..
С точки зрения финансовой и бюджетной, каждый гражданин Израиля — независимо от национальной принадлежности, “получает” заложенную в национальном бюджете “свою” долю государственных ассигнований на образование. Вполне нормативный и даже более высокий процент арабов-учащихся как нельзя красноречивей говорит о том, что арабские жители Израиля свою “долю” образовательного бюджета используют “по полной программе”.
Могут иметь место и дополнительные государственные ассигнования, направленные на какой-либо один социальный сектор. Но в таком случае, они должны быть оправданы ОСОБЫМИ государственными интересами.
В ситуации, когда существует закон об общем образовании, когда образование вполне доступно представителям арабской общины — у государства нет никакой ОБЪЕКТИВНОЙ причины и необходимости вкачивать еще и дополнительные немалые средства в образование арабских студентов.
Впрочем, как это часто бывает в политике, дело не только в разбазариваемых деньгах. Подобные решения минпроса указывают на болезненное, обсессивное отношение израильского государства к “арабской теме” как таковой.
Не говоря уже о том, что за настойчивым желанием “осчастливить еще 9.000 арабских студентов” стоит хорошо знакомая выходцам из бывшего СССР доктрина: необходимо тратить огромные деньги на “народное образование”, приобщение всех и каждого к школе, а если возможно — то и к ВУЗу. Ведь по убеждению коммунистов, да и всех левых, “просвещенный человек — хороший человек”.
В данном конкретном случае этот весьма спорный принцип сочетается с ярко выраженным “синдромом Аннаполиса”.
Многие, возможно, помнят, как на “мирной конференции в Аннаполисе тогдашний премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт заявил об “исторической вине Израиля” перед израильскими арабами и палестинским народом.
За решением минпроса видится все то же, априори разумеющееся, “признание вины” перед арабской общиной Израиля и попытка “загладить” эту вину.
У арабов на территории Израиля никоим образом не должно быть своих “национальных чаяний”, какие-либо надежд и расчетов на то, что национальный еврейский дом либо его часть, станет когда-либо арабским.
Израиль виноват в том, что вместо этой, единственной, правды — постоянно обманывает арабов, говоря о “двух государствах для двух народов”. На земле одного из этих народов.
Однако вина Израиля за обман и трусливое молчание на эту тему, отнюдь не означает, что Израиль должен еще и усугублять ситуацию, поднося миллиардную “повинную” дань якобы “обиженным” Израилем арабским студентам (точно также сейчас в Европе предъявляют претензии хозяевам “обиженные” арабские “беженцы”, которых приютили на свою голову европейские страны).
Ответ на риторический вопрос “Что делать?” может быть лишь таким: “Не нужно вообще тратить на арабских студентов и на их привлечение к благам высшего образования дополнительные средства — сверх тех, что уже выделены государством на эти цели на равных условиях со всеми остальными гражданами. И если уж речь идет о “коллективной ответственности” и обобщенном подходе к проблемам арабской общины — более уместным в данном случае был бы не подарок израильским арабам. Но — дополнительный налог с арабской общины (в качестве компенсации еврейскому государству за ежедневный осуществляемой представителями этой общины антиеврейский террор).
Это, повторим — если (вслед за авторами идеи поощрения арабских абитуриентов и привлечения их к поступлению в ВУЗы) рассматривать арабскую общину как особое единое целое.
Вместо миллиардных подачек, Израиль должен, наконец, четко и внятно объяснить “обиженным” арабам Израиля, что жить в Израиле они могут лишь как скромные, нормативные рядовые жители, забыв о претензиях на “национальную независимость”.
Арабы в Израиле могут быть лишь жителями, живущими в соответствии с законами, нарушение которых, включая декларацию “национальных устремлений и чаяний” — автоматически должны означать утрату ими права жить в пределах Израиля.
В этом смысле государственный интерес Израиля в дополнительных выплатах арабским студентам может состоять лишь в выдаче помощи на учебу за рубежом, обусловленной добровольным решением студента по окончании учебы обосноваться и постоянно жить за пределами Израиля.