Простит ли Лапид такую измену?
Известный израильский политический обозреватель Амит Сегаль прокомментировал намерения Моше Яалона выйти из партнерства с Яиром Лапидом и его партией Еш Атид.
Этот год был очень сложным для многих в политической системе Израиля - но наиболее сложным он оказался для лидера Еш Атид. После того, как его покинул Ганц, после того, как Офер Шелах бросил ему вызов изнутри самой партии, Моше Яалон объявляет в прямом эфире: я пойду на выборы отдельным списком. Так, вместо того, чтобы объединить силы левоцентристского блока, Лапид, раз за разом сталкивается с внутренней оппозицией.
Ганц ушел, Офер Шелах - на пути выхода из партии, и вчера настала очередь Яалона. Он провозгласил: "Я видел опросы общественного мнения. Необходимо преодолеть разделение на блоки, и потому мы должны идти на выборы раздельно”.
На глазах удивленной публики бывший министр обороны планирует свою четвертую женитьбу в политике - после Нетаниягу, Ганца и Лапида: “Гади Айзенкот понял урок Бени Ганца, он войдет в список, но руководить буду я. Необходим политический опыт”.
Все бы хорошо, но "политический опыт" никак не отражается в шаге, который нельзя назвать иначе, как суицидным. С того момента, как Яалон ушел, громко хлопнув дверью из Ликуда, он ни разу не смог преодолеть избирательный порог в одиночку. Ему, однако, удалось создать фракцию из пяти мандатов под Ганцем, но трое из пятерых ушли - Хаузер, Хендель и Йеваркан.
Лапид, со своей стороны, был осторожен - и потому что это его стиль, и потому, что он понимает, что бывший начальник Генштаба не отличается ни уверенностью в себе, ни значительным политическим опытом. Лапид, всего несколько недель назад очень тепло отозвался об Яалоне: "В конце концов, после всего этого года, я получил в подарок Буги. Только ради этого стоило этот год прожить. Потому что он умен, потому что он благороден - и это не то, что вы часто встречаете в политике".
Но тут выяснилось, что Яалон не хочет быть чьим-то вторым номером. Он считает себя "магнитом для голосов правых" (и каждый опрос общественного мнения демонстрирует, что он таковым не является). Именно это он сказал в тот день, когда пошел под Ганца: Его выбрали, но я - главный.
Достигнув возраста 70 лет, Яалон считает себя и избранным и главным. Он навсегда остался десантником, и сегодня совершил прыжок c комфортного кресла в бизнес-классе в неизвестность, и пока неясно, есть ли у него вообще парашют. Несмотря на то, что Айзенкот - новичок в политике, откуда взялась идея о том, что он хочет быть вторым номером особенно непопулярного политика?
Обе стороны пытаются делать вид, что ничего не случилось, но Лапид вряд ли простит эту измену. Вместо того, чтобы атаковать Нетаниягу, он вынужден постоянно заниматься в с внутренней оппозицией, выражающей неверие в его способности лидера. Вместо того, чтобы сплотить ряды, его основные союзники уходят.
Стратегически, в ходе грядущих выборов так называемое левоцентристское судоку превращается в неразрешимую головоломку: Ганц не хочет сидеть вместе с Лапидом, который хочет заманить Айзенкота, который ведет переговоры с Яалоном, который не пойдет на выборы в одном списке с Шелахом, который наводит мосты с левыми, с левыми Мереца и Аводы, которые терпеть не могут друг друга. Все эти люди могут рассчитывать на мандаты, число которых снижается от опроса к опросу. Много генералов, слишком мало солдат.
Читайте нас в Telegram.