Нетаниягу рассказал об ударе по Ирану Гафни и предотвратил коллапс правительства
Согласно публикации в газете New York Times, Нетаниягу раскрыл детали операции Ам КеЛави депутату Кнессета Моше Гафни, который не имел доступа к секретной информации, чтобы тот не допустил принятия законопроекта о проведении выборов.
Нетаниягу поделился секретной информацией о предстоящих ударах по Ирану с председателем финансового комитета Кнессета Моше Гафни всего за три дня до начала операции.
Нетаниягу пригласил Гафни, не имевшего необходимого допуска к секретной информации, в Генштаб на базе Кирия, где 9 июня, всего за три дня до удара по Ирану, поделился с ним подробностями, говорится в репортаже.
Это произошло на фоне растущей угрозы со стороны харедим свергнуть правительство из-за предложения о законопроекте призыве.
Расследование вызывает серьезную озабоченность по поводу передачи секретной информации политикам, не имеющим надлежащего допуска к секретной информации, особенно когда эти же политики угрожают свергнуть правительство. В полном отчете, в котором цитируются 110 израильских, американских и арабских представителей, подробно описывается процесс принятия решений Нетаниягу. По версии авторов материала, Нетаниягу таким образом стремился сохранить свою политическую карьеру во время продолжающейся войны с ХАМАС в Газе.
В более широком контексте Нетаниягу готовился к одной из самых значительных военных операций в истории Израиля. На протяжении десятилетий Нетаниягу стремился уничтожить ядерную программу Ирана. В июне 2025 года Нетаниягу решил, что настало время нанести удар. Иран находился в необычно уязвимом положении: его региональные союзники были ослаблены или разгромлены, а предыдущие удары Израиля подорвали всю его систему противовоздушной обороны.
Кроме того, учитывая, что президент США Дональд Трамп вел переговоры с Ираном о сдерживании его ядерных амбиций, Нетаниягу понимал, что возможность действовать может скоро исчезнуть. Трамп, как и предыдущие президенты США, выступал против удара по Ирану, и сделка могла сделать такую военную операцию невозможной.
На фоне растущего чувства срочности Нетаниягу приступил к укреплению своего политического положения внутри страны. Несколько законодателей из его коалиции, не зная о секретных планах, были готовы свергнуть его правительство. В их число входили законодатели-харедим, которые были в ярости из-за предложений отменить освобождение для ультраортодоксов от военной службы.
Эти законодатели планировали присоединиться к оппозиции в голосовании по роспуску Кнессета, которое, по всей видимости, было бы принято. Хотя Нетаниягу, как исполняющий обязанности премьер-министра, все еще мог отдать приказ о нанесении удара по Ирану, его легитимность была бы подорвана без полной поддержки его правительства, отмечается в материале.
New York Times также сообщила, что в разгар этого политического кризиса Майк Хакаби, посол Трампа в Израиле, пришел на помощь Нетаниягу. Хакаби пригласил ультраортодоксальных политиков в посольство США в Иерусалиме, предупредив их, что их маневры могут поставить под угрозу борьбу Израиля с Ираном.
Согласно отчету, Хакаби также сказал им, что поддержка США военной кампании Израиля ослабнет, если правительство рухнет, поскольку Вашингтон будет менее склонен поддерживать значительные шаги временного лидера. Примечательно, что Хакаби отрицает, что делал такие заявления.
Учитывая эти соображения, Нетаниягу пригласил Гафни на секретную встречу 9 июня. По сообщениям, Нетаниягу был обеспокоен тем, что партия Гафни может подтолкнуть к роспуску правительства, что поставило бы под угрозу его планы по нанесению удара по Ирану.
Когда Гафни прибыл в Кирию около 18:00, Нетаниягу представил ему соглашение о конфиденциальности, что является стандартной процедурой в Израиле при передаче секретной информации. Гафни подписал документ, обязывающий его по закону хранить информацию в тайне.
Затем Нетаниягу раскрыл детали запланированного нападения на Иран, которое должно было произойти всего через три дня. Согласно отчету, Гафни покинул встречу, не будучи уверенным в истинных намерениях Нетаниягу. Он задавался вопросом, не играет ли с ним премьер-министр, известный своими политическими маневрами, или атака действительно неизбежна. Несмотря на свои опасения, партия Гафни проголосовала за сохранение правительства, обеспечив Нетаниягу выживание на посту премьер-министра. Менее чем через 24 часа израильские военные самолеты вылетели в направлении Ирана, что стало критическим моментом в политической карьере Нетаниягу.
По словам Исраэля Коэна, ведущего на радиостанции харедим и доверенного лица Гафни, "план нападения на Иран был единственной вещью, которая удержала харедим от роспуска правительства. И Биби знал об этом".