Куда уехать из Израиля?
В последние два-три года значительно увеличилось количество израильтян, покидающих нашу страну. И это не новые репатрианты, не нашедшие себя в Израиле и возвращающиеся обратно. Это коренные израильтяне или люди, прожившие здесь десятки лет и вполне интегрированные в израильскую действительность.
Стоит конь богатырский на высоком холме. Сидит на нем Илья Муромец, озирает окрестности взором орлиным. Подходит к нему еврей и спрашивает:
– Кого высматриваешь, Илюшенька?
– Да вот, смотрю, где жить хорошо.
– Эх…, хорошо там, где нас нет.
– Вот я и ищу, где вас нет.
По утверждению портала «Маарив», страну готовы покинуть 40% трудоспособных израильтян, потому что не могут найти себе здесь достойную работу. Плюс безумная дороговизна жизни, постоянное существование на грани войны, социальная несправедливость и отсутствие перспектив.
Все это правда. Жить в Израиле действительно непросто и можно понять людей, ищущих, где лучше, подобно рыбам, ищущим, где глубже. Правда, люди – не рыбы, или все-таки рыбы?
Первые поселенцы, поднимавшие Израиль, были рыбами, «уплывшими» от притеснений и погромов, или горячими сердцами, мечтавшими в далёкой Палестине построить убежище для всех изгнанных? Наверное, были и те и другие. Но тогда была жива идея сионизма. Энтузиастов не пугали ни опасности, ни тяжелый труд, ни жара, ни малярийные болота.
Сегодня же идеи нет. А просто так «жить поживать, да добра наживать» – не та идея, которая подвигнет энергичного, предприимчивого еврея жить именно в Израиле и вкладываться ради будущего этой страны. Жить ради собственного благополучия можно и где-то еще, там, где легче, безопаснее, богаче.
Вопрос только – где? В цивилизованной, сытой Европе? Её уже нет. Мусульманское нашествие совершенно изменило её лицо. Откровенный арабский антисемитизм легко прижился и расцвел на почве застарелого европейского антисемитизма. Нападения, оскорбления и дискриминация евреев перестали кого-то удивлять. Алия из Европы бьёт все рекорды. Из одной только Франции в 2015 году уехало больше евреев, чем из России и Украины вместе взятых. Те же, кто остаются в Европе, вынуждены либо прятать свое еврейство, либо просто забыть про него. Стать такими как все, раствориться в массе французов, немцев, шведов…
Есть ещё Америка. Её законодатели пока сопротивляются волне антисемитизма, нарастающей в США вместе с усилением мусульманского влияния. Некоторые штаты, например, Огайо, Нью-Джерси, Нью-Йорк отказались инвестировать средства в компании, поддерживающие бойкот Израиля. Закон о свободной торговле, действующий в США запрещает предоставлять режим наибольшего благоприятствования странам, бойкотирующим Израиль. Правда, через два года вступит в силу поправка, внесенная администрацией нынешнего президента, исключающая из этого параграфа «территории, захваченные в 1967 году».
В Америке квоты на приём мусульманских беженцев, которые в большинстве своём крайне враждебно настроены по отношению к евреям, пока что, значительно ниже, чем в странах Европы. Но и тут администрация Обамы продолжает свою линию, обещая значительно повысить их в ближайшее время. Проект бюджета Министерства обороны США на 2017 год предусматривает сокращение на 177 млн. долл. финансирование израильских военных проектов, в частности «Железный купол».
Антисемитизм в Америке особенно заметен в университетской среде. В Калифорнийском университете Лос-Анджелеса организация «Студенты за справедливость в Палестине», настойчиво агитирует студенческий совет отказаться от финансируемой экскурсии в Израиль. Две крупные научные организации – Американская ассоциация академических исследований (AASA) и Американская ассоциация антропологов (ААА) – объявили бойкот университетам и академическим учреждениям Израиля.
В Мичиганском университете студенты, высказавшиеся в поддержку Израиля, подверглись нападкам и оскорблениям. В университете Брауна пропалестинские активисты пытались сорвать встречу студентов с Натаном Щаранским и актером Майклом Дугласом.
Другая проблема американского еврейства – ассимиляция. Подавляющее большинство нерелигиозных евреев Америки (79%) вступают в смешанные браки. И почти никто из них не отправляет детей в еврейские школы, не даёт им еврейского образования. Если в Израиле смешанный брак делает всю семью еврейской (если не по Галахе, то по воспитанию и общей судьбе), то вне его – наоборот. Вся семья, и в первую очередь её дети, сливается с народом, среди которого она проживает.
Согласно результатам опроса образовательной организации «Маса», сегодня 80% еврейской молодежи США не считают, что их принадлежность к еврейству имеет какое-то значение. Не понимая, что значит быть евреями, они начинают поддерживать модные в академической среде антиизраильские взгляды, представляясь себе этакими беспристрастными борцами за свободу. Их дети, рожденные в смешанном браке и получившие обычное американское образование, видимо совсем не будут воспринимать себя евреями. Уезжая в Америку, израильтяне должны понимать, что они едут ассимилироваться. Если не они, так их дети, а уж внуки – наверняка.
Но может быть, это касается только светских евреев, а религиозная община крепка и сильна? Тоже нет. В религиозной среде смешанные браки составляют сегодня добрую треть – 36%. Молодежь отходит от традиционного образа жизни, отказываясь видеть смысл своего существования в механическом выполнении религиозных предписаний. Они «возвращаются к вопросам» и к образу жизни среднего американца, не получая от своих «духовных лидеров» убедительных ответов о том, что значит быть евреем.
А «духовные лидеры», чтобы доказать свою лояльность президенту, легко предают свою паству. Более тысячи раввинов США подписали петицию, призывающую Конгресс изменить иммиграционные нормы и открыть ворота для сирийских беженцев. А ведь эти люди, которых они сегодня примут в Америку, завтра начнут громить и убивать евреев, как они делают это в Европе.
Можно сказать, что кроме Америки и Европы есть и другие страны – Австралия, Канада, Уганда, наконец. Давайте посмотрим на Канаду – тихая, спокойная страна, до недавнего времени, вполне дружелюбная к евреям. Стивен Харпер, ставший премьер-министром Канады в 2006году, называл Израиль «светом свободы и демократии в регионе, который находится под властью тьмы». В годы его каденции Канада была верным союзником Израиля, и всегда поддерживала его в ООН.
Но вот премьер-министр сменился. Им стал Джастин Трюдо, который сразу же объявил о начале приема в страну сирийских беженцев. За один только 2016 год канадские власти собираются разместить в своей стране 10 тысяч мигрантов. И вот уже по Оттаве и Монреалю шатаются группы арабской молодежи, растёт преступность, а в центре Монреаля ранена ножом религиозная еврейка. Нормальное развитие событий.
Получается, что антисемитизм, ассимиляция, или их сочетание в разной степени – это то, что ждет евреев практически в любой другой стране, кроме Израиля. Антисемитизм – это конечно же неприятно и порой даже смертельно опасно, но ассимиляция…, может ничего в этом страшного и нет?
Термин «ассимиляция» (от латинского Assimilatio – уподобление) в социологии этнографии означает потерю этносом своих отличительных черт и образа жизни, и замену их на черты и образ жизни, позаимствованные у другого этноса. И согласно этому определению, ассимиляция – это как раз то, что происходит в самом Израиле с самыми что ни на есть чистокровными евреями.
Чем наш образ жизни, а главное – образ мысли, отличается от других народов? Мы хотим жить в достатке и безопасности, путешествовать по миру, воспитывать детей и радоваться их успехам. Ничего плохого, но и ничего самобытного. Богатые из нас богатеют за счёт остальных, политики заняты борьбой за власть, чиновники воруют и берут взятки. Ничего особенного, всё как у всех, но именно это и есть ассимиляция – потеря истинно еврейских черт и замена их на образ жизни других народов.
Что нас действительно отделяет от всех остальных и не дает окончательно ассимилировать, так это окружающая вражда. Явная ненависть наших ближайших соседей и европейский антисемитизм – исподтишка, прикрывающийся защитой прав угнетённых народов.
Таким образом, сама судьба или, если хотите, Высшая сила, сохраняет еврейский народ от окончательной ассимиляции. Когда мы сами перестаём дорожить своими уникальными качествами и скатываемся к простому обывательскому образу жизни «как все», нам говорят: «Нет!» Нам говорят: «Вы другие, мы вас ненавидим. За что – нам не важно. За кровь христианских младенцев, за бедных палестинцев, за отсутствие в кране воды… И мы не будем с вами дружить и торговать, а будем помогать вашим врагам, чтобы вам было плохо».
На самом-то деле нас ненавидят за некий присущий нам уникальный набор качеств. За трудноопределимый «еврейский талант», который выделяет нас в любом обществе. А вернее, за его неправильное, «нецелевое» использование – ради собственного, эгоистического благополучия. В то время как его правильная реализация – для общего блага – принесла бы огромную пользу и евреям, и другим народам. Талант этот связан с особой чувствительностью к людям и природе, благодаря чему евреи легче других воспринимают науку и преуспевают во многих областях человеческой деятельности.
Только счастья это никому не приносит. Потому что мир нуждаются не столько в гениальных научных открытиях, сколько в умении людей уживаться друг с другом. Без этого он всё время скатывается к войне. Войне между государствами, терроризму, вражде между различными социальными слоями. Страдают от этого все и особенно мы, потому что когда людям плохо, они ищут виновного. И тогда из глубин коллективного бессознательного истиной, не требующей доказательств, всплывает – евреи.
Как говорил в подпитии мой школьный учитель рисования: «Евреев не любят не за то, что они правят миром, а за то, что они правят миром плохо. Вот правили бы хорошо, их бы все любили». Не знаю, кто правит миром, но первыми научиться уживаться друг с другом, то есть заботиться о том, чтобы и другим тоже было хорошо, придется нам.
Во-первых, у нас есть для этого предпосылки – тот самый «еврейский талант» включает в себя в числе прочего возможность «вживаться» в чувства других людей. Отсюда столько талантливых артистов, психологов, педагогов. Во-вторых, методика построения общества, основанного на взаимопомощи, уже существует в еврейской традиции. Она изложена в наших источниках, надо только прочесть их под правильным углом зрения. В-третьих, нам это нужно больше всех: такая маленькая страна не выживет в центре мирового конфликта, если её общество будет разорвано взаимной неприязнью.
Это будет новый гениальный еврейский стартап – общество взаимной поддержки. И тогда никому и в голову не придет покинуть Израиль, потому что жить в нём будет одно удовольствие.
Михаил Аршавский